KALAMA SUTTA







Межрегиональная Федерация Илицюань
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 

 

Вот полный перевод упомянутой статьи. Прошу сильно не пинать за корявость - очень спешил. :) Надеюсь это поможет расставить все точки над и :) в вопросе об ицюань и тайки-кэн. Фотки - см. на сайте по ссылке. :) Не правда ли у Кеничи Саваи очень интересное и выразительное лицо? :) http://www.yiquan.com.pl/artykuly/yitai.html Анджей Калиш

Ицюань, тайки-кэн и ... кьокусин каратэ.

Читатели журнала "Мир нэйцзя" уже многократно имели возможность прочитать об искусстве ицюань. На этот раз я хотел бы уделить немного внимания японскому направлению ицюань, изветному под названием тайки-кэн.

Ван Сянчжай Яо Цзунсюнь Савай Кеничи

Во время японской окупации Китая, Ван Сянчжай (1885-1963) был одним из лучших мастеров боевых искусств в Китае. Много японцев, убедившись на собственной коже в способностях Вана, хотели у него учиться. Но он всегда решительно отказывал. Было только одно исключение.

Кеничи Савай (Kenichi Sawai)(1903-1988), в это время уже имел 5 дан в дзю-до, 4 дан в кэндо и 4 дан в иайдо (в частности он учился иай-дзютсу у Сейчо Аояги (Seicho Aoyagi), кэндо у Такухару Наито (Takaharu Naito), дзю-дзютсу у Исагаи (Isagai) в Бутокудэн в Киото, дзюдо у Мифуне (Mifune) и Санпо Току (Sanpo Toku) в Токио). Когда он услышал о Ван Сянчжае, то решил проверить его способности. Когда Саваи прибыл в дом Ван Сянчжая, тот подметал собственный двор. Саваи принял Вана за слугу и спросил его, дома ли Ван Сянчжай. Ван сказал что его нет. Саваи ответил, что в таком случае он подождет. Через некоторое время он спросил "слугу", занимается ли тот боевыми искусствами. Ван ответил что немного занимается. Саваи предложил сравнить их умения, на что Ван согласился. Саваи схватил Вана за руку, пробуя выполнить бросок. Ван легким движеним сделал так, что Саваи упал на колени. Саваи спросил человека, которого принял за слугу, не он ли является Ван Сянчжаем. Ван улыбнулся и кивнул головой. Саваи спросил, можно ли попробовать еще раз. И снова был побежден. После нескольких попыток, результат которых был все тем же, Саваи предложил поединок на мечах. Саваи держал бамбуковый меч, а Ван короткую палку. Ван снова победил, после чего он сказал: "Оружие - это всего лишь продолжение руки". Тогда Саваи попросил Вана учить его. Ван как всегда решительно отказал. Спустя много времени, когда Саваи многократно повторял просьбу, Ван в конце концов взял его в ученики.

Хоть Саваи стал учеником Ван Сянчжая, Ван определил ему в личные учителя Яо Цзунсюна (1917-1985). Яо Цзунсюн уже тогда был выбран Ваном в качестве преемника. Обычно Яо вел тренировки. Ван ограничивался в это время только спорадическими указаниями избранным ученикам. Когда кто-то хотел померяться силами с Ван Сянчжаем, обычно ему надо было сначала провести поединок с Яо Цзунсюнем. Но никто не сумел победить Яо. Поскольку Яо был тогда еще очень молод, Саваи сначала не воспринимал его серьезно. Он многократно пробовал доказать, что лучше от Яо. Когда не мог победить Яо в открытом поединке, пробовал атаковать неожиданно. Но Яо сумел каждый раз отбить нападение. Тогда Саваи признал его мастерство и начал усердно у него учиться.

Саваи был усердным учеником, и к тому же еще очень способным. Он быстро прогрессировал, несмотря на то, что его знание китайского было очень ограниченным и кажется много чего он не понимал до конца или понимал неправильно. Позже он назвал свою версию ицюань - тайки-кэн - кулак великого ки (ци). Здесь видно другой подход, чем тот, который был у Ван Сянчжая и Яо Цзунсюня, для которых базовым понятием была сила цзинь (у японцов обычно бывают трудности с различением понятий цзинь и ци). Много чему он еще мог научиться, если бы у него была такая возможность. После окончания II мировой войны Саваи вернулся в Японию, а позже политические изменения в Китае привели к тому, что это стало невозможным. Саваи остался сам с собой, пробуя развивать систему, которую изучал в Китае, используя свой предыдущий опыт из японских систем. Следующие 20 лет он усердно тренировался и совершенствовал свою собственную версию ицюань. Тогда он провел много поединков, побеждая известных экспертов дзю-дзютсу, кобу дзютсу, дзюдо, кэндо и каратэ. Большинство из них насмехались над Саваем, когда видели этого невысокого человека, выполняющего упражнения, которые как им казалось не имели ничего общего с боевым искусством. Когда он тренировал удары ногами, над ним смеялись, что он не может их сделать даже так, как начинающий каратэка. Только когда дело доходило до поединка, становилось видно какими способностями располагает "этот смешной Саваи", и чего стоит его кажущиеся неправильными удары ногами. Тем не менее у него долго не было формальных учеников, день за днем он проводил тренируясь самостоятельно. Также позже, когда начал учить, группа учеников никогда не была большой. Частично потому, что тренировочные методы происходящие из китайского ицюань были слишком нетипичны, частично из-за самого Саваи, который не стремился иметь большое количество учеников. Больше заинтересованных начало появляться, когда вышла книга "Тайки-кэн - китайское искусство реального боя" (в 1976 году она вышла также на английском языке), а позже посвященная Саваи "Кэнсей" (Мудрец кулака), написаная одним из его ранних учеников - Йосимичи Сато.

"Тайки-кэн" "Кэнсей"

Стоит упоминания влияние тайки-кэн на каратэ кьокусин. Масутатсу Ояма высоко ценил Саваи и часто консультировался у него. Хотя у нас еще некоторые представители кьокусина не знают этого, но происходящие из ицюань методы тренировок тайки-кэн давно используются в японских додзьо кьокусина. Уже один из прекурсоров (?) кьокусин в Европе, ученик Йона Блюминга - Ян Калленбах из Голландии (7 дан кьокусин, в 1974 году чемпион Европы в категории open) в 60-е годы начал изучать тайки-кэн. В 1967 году он поехал на год в Японию, чтобы учиться в Хомбу-додзьо непосредственно у Масутатсу Оямы.

Один раз, когда Калленбах тренировался на дворе, он увидел маленького, пожилого человека на велосипеде. Это человек подъехал к Калленбаху и сказал: "Ты слишком силен. Ты не должен тренировать силу. Настоящую технику тренируют без использования силы". И ушел, направляясь к помещению, в котором пребывал Ояма. Этим человеком был Кэничи Саваи. Калленбах узнал, что Саваи уже давно является советником Оямы, а двое лучших учеников Оямы - Сато и Рояма берут также уроки тайки-кэн у Саваи. В конце концов Калленбах тоже начал у него учиться. Как он вспоминает, Саваи опирался на интуицию, предвидя движения противника и соответственно реагируя. Попасть в него было невозможно. Калленбах каждый поединок оканчивал с лицом в траве (конечно же, занятия происходили в парке). Калленбах утверждает, что именно тогда он начал глубже понимать будо. Он был поражен насколько большое превосходство имеет над ним, молодым, ловким каратэкой этот 65-летний маленький человек. Позже Калленбах заинтересовался также оригинальным китайским ицюань. Вначале он столкнулся только с так называемой оздоровительной версией. Поэтому, когда в 1998 году когда давал интервью и его спросили о разнице между тайки-кэн и ицюань, он сказал, что ицюань занимаются исключительно для здоровья, тогда как тайки-кэн является боевым искусством, которое делает упор на кумитэ. Только в 1999 году Калленбах попал на семинар Цуй Жуйбиня (один из лучших учеников Яо Цзунсюня, ведет школу ицюань под Пекином) во Франции, что позволило ему по другому посмотреть на ицюань. Ян Калленбах контактировался также со мной, в результате чего была видвинута идея организации форума-встречи представителей разных школ ицюань/дачэнцюань/тайки-кэн.

Заинтересованность тайки-кэн и ицюань начинает появляться также в польском обществе кьокусин. Один из инструкторов, который два раза был в Японии, тренировался в Хомбу додзе и Дзенан Додзе, мог заметить насколько большое внимание уделяется там методам тренировки тайки-кэн. В письме на мое имя он написал: "Будучи в Дзенан Додзе я принимал участие в тренировках ritsuzen (эквивалент чжан чжуан в оригинальном ицюань - прим. А.К.), которое вел мастер тайки-кэн. Во время этих занятий наряду со статическими упражнениями были также упражнения в движении, от очень медленных до очень динамических. Я заметил, что эти упражнения не являются только новой модой в кьокусин, и к ним относятся очень серьезно".

Как уже говорилось раньше, Саваи после возвращения в Японию потерял контакт со своими китайскими учителями. Хотя он сам развил свои способности до потрясающего уровня, его методы тренировки и методы тренинга не были настолько хорошо доработаны как это было (несмотря на многочисленные препятствия) в Китае , в связи с чем, его ученикам трудно было прогрессировать так же быстро, как это было в школе Яо Цзунсюня. Только в начале 80-х годов, Саваи удалось опять сконтактироваться с Яо Цзунсюнем. Когда Саваи увидел фильм присланный ему Яо Цзунсюнем, он сказал: "Я лучший в Японии, но Яо Цзунсюнь - лучший во всем мире". К сожалению, он не успел встретиться с ним лично. Яо Цзунсюнь, больной после тяжелых времен "культурной революции" умер в 1985 году. Саваи умер три года спустя.

Братья Яо Ченгуан и Яо Ченжун среди последователей тайки-кэн в Японии.

Ученики Саваи начали в скором времени регулярно приезжать в Китай, чтобы продолжать обучение у китайский мастеров ицюань. Особенной страстью изучить оригинальную версию ицюань отличался Исато Кубо - глава Японского Сообщества Тайки-кэн. Начиная от 1989 года каждый год он приезжает в Китай. Он изучил китайский язык и начал посещать разных мастеров в Китае. В скором времени он мог оценить, которые из них лучшие в своем мастерстве и наладил постоянное сотрудничество с наследником Яо Цзунсюня - Яо Ченьгуаном (чьим учеником позже стал и я - А.К.). В конце концов, чтобы иметь возможность дольше оставаться в Пекине, он решился поступить на двухлетние языковые курсы, что дает ему возможность усовершенствовать знание китайского языка, китайской культуры, и прежде всего, ицюань под насмотром Яо Ченьгуана. Китайские представители ицюань, с братьями Яо во главе вели обучение также в Японии.

Видеокасета и книга изданные в Японии вместе мастером Яо Ченьгуаном и Кубо Исато.

Как утверждает Кубо и другие представители тайки-кэн, у ицюань есть большое преимущество, происходящее от лучшей доработки методов тренировки, которые являются благодаря этому, значительно более эффективными. Саваи привык демонстрировать высокие способности, и говорил своим ученикам чтобы они к этому стремились. Но он не показывал дороги ведущей к этой цели. Тем временем Яо Цзунсюнь смог разделить обучение на простые этапы, благодаря чему ученик мог стремиться к цели простой, легкой к пониманию дорогой. Яо Ченгуан и его брат близнец Яо Ченжун лучше всех изучили систему своего отца. Именно поэтому представители тайки-кэн берут уроки в основном у них.

Мастер Яо Ченгуан (стоит посередине), Кубо Исато (второй слева) и Анджей Калиш (второй справа).

Эта статья была опубликована в Интернет-журнале "Мир нэйцзя" No.16 (февраль 2001)

Олег Хома





© 2002-2015 ОИВТ «КАНОН», тел. (495) 729-30-70, +7 905 711-50-11, email: info@iliqchuan.ru
Адрес клуба: Москва, ул. Коцюбинского, д.9, к.2

Дизайн: Сергей Соколов
Программирование и техническая поддержка: «TYPO3 Лаборатория»