Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 06.09.2005, 15:52
Баюн Баюн вне форума
Senior Member
 
Регистрация: 02.12.2004
Сообщения: 332
Отправить сообщение для  Баюн с помощью ICQ
По умолчанию Пара слов о бесформенности.

Внешние стили, внутренние стили, форма или бесформенность?

Много раз слышал от разных людей «Знаешь, Дим, а техника то у вас есть. Если вашу парную работу наблюдать со стороны, то можно легко увидеть исполняемые одинаково различными людьми элементы. Как же тогда с вашими заявлениями о бесформенности стиля и отсутствии техники?».



Подумал я и решил написать пару слов на эту тему. Может и не совсем правильных, зато от чистого сердца. Потому как искренне так считаю.



Бесформенность, если мало мальски разобрать теорию илицюань это ментальный, а вовсе не физический принцип. То есть относится он к состоянию сознания бойца, а не к его физическим проявлениям. Да и вряд ли бесформенность, вернее её физическое выражение можно реализовать на практике. Тем более в бою. С точки зрения строения наших тел, существует не такое уж большое количество вариантов решения любой задачи, которую ставит противник перед вами в каждый момент времени. Оптимальных, приносящих наибольшую выгоду при этом и того меньше. И, в общем то поэтому количество траекторий движения вашего тела в бою, рук, ног, корпуса, при всём кажущемся многообразии выбора, в каждый момент не столь уж и велико. Беспорядочное (бесформенное внешне) движение в бою всегда будет вести к проигрышу. Да и сами мы немножко дальше ушли вперёд от одноклеточных и наше тело отнюдь не аморфно, а имеет в своей основе жёсткую структуру с ограниченными пределами подвижности в каждом суставе. Поэтому движения в илицюань подчиняются очень чётко расписанным правилам, принципам, которые отсекают возможность движения по самым глупым и неоптимальным траекториям.



Тогда в чём же заключается эта самая бесформенность и декларируемое школой отсутствие техники? В первую очередь в том, что в человека при обучении не закладывают жёсткие шаблоны соответствия изучаемых вариантов движений каким либо внешним обстоятельствам. Движения не изучаются в качестве "защиты от такого то типа атаки" или " атаки позволяющей обеспечить такой то поражающий эффект". Хотя обучаемому показывают какие то определённые, часто встречающиеся применения того или иного движения, наработка того или иного действия как заранее оговорённого приёма не производится. Это с одной стороны кажется не слишком разумным подходом, дескать, без доведённых до автоматизма умений атаки и защиты вам не на что будет положиться в критической ситуации. Но отсутствие наработки отдельных технических действий отнюдь не означает, что люди не тренируются вообще. Отработка отдельных техник в илицюань заменяется широчайшим спектром парных упражнений, помогающих ученику в развитии навыков слушания и чувствования противника. Причём большинство парных отработок имеют вид обоюдного противодействия. Оба партнёра в заданных рамках упражнения по мере возможности пытаются не дать друг другу выполнить поставленную задачу. Нет разделения на отрабатывающего приём и ассистента, который изначально считается проигравшим, выполняющего заранее известное отрабатывающему действие. Хотя есть и такие варианты отработки в илицюань, но их доля в процентном отношении от общего объема упражнений чрезвычайно мала. Такая методика приводит к тому, что обучаемого вынуждают "слушать" происходящее в каждую секунду и постоянно искать решение ситуации как будто "с нуля". У человека отбирают удобные подпорки-костыли готовых шаблонных решений, обычно дающиеся в виде "техник". Лишённый этих шаблонов человек вынужден постоянно искать правильное решение изменяющейся ситуации, постоянно переключаться с одного варианта на другой. Это учит человека всё время быть "в моменте" и изменяться с изменениями внешних обстоятельств. Вообще то путь наработки технических элементов на первом этапе обучения имеет куда больший КПД. Пока ученик илицюань медленно учится слушать движение противника (причём медленность отработки на первом этапе необходима, чтобы избежать наработки рефлекса вместо слушания) человек тренирующийся по "технической" методе уже будет готов решить на скорости и с использованием достаточно реальной силы нескольких стандартных ситуаций возникающих в бою. Но в конечном итоге вырабатываемые навыки слушания происходящего и умение изменяться с изменениями принесут свои плоды. С человеком, который научился этому, очень тяжело драться. Потому что практически некуда вклинить заранее наработанное действие. Потому что умеющий меняться постоянно трансформирует одно своё действие в другое, неразрывно и именно таким образом, который нужен в настоящий момент. И именно эта свобода изменений, трансформации любого выполняемого движения, по сути, и является той самой бесформенностью. Но между тем бесформенность эта покоится на жёстком костяке формы. Потому что сами действия в каждый момент всегда предельно точны, выверены и регламентированы определёнными правилами. Действие, совершаемое в какой либо отдельно взятый момент времени бойцом илицюань, можно вероятно назвать техникой. Но с определёнными оговорками. Эта "техника" получается у него не на основе аналогичного шаблона, запомненного путём многократных повторений и выстреливающего когда внешние условия примерно напоминают задачу, ставившуюся при наработке этого движения. Эту "технику" боец илицюань порождает заново, с нуля, руководствуясь внешними обстоятельствами и принципами, которыми он руководствуется для формирования конструкции своего тела, оптимальной для этих обстоятельств. И стоит внешней обстановке на йоту измениться, меняется и тело, подстраиваясь под внешнее изменение.



Заранее изученные формы замечательно позволяют решать ситуацию, когда она подходит под рамку шаблона формы. Но они не дают возможности полноценно изменяться с изменениями. "Выстрелив", техническая наработка делает из человека пусть мощную, пусть координированную и быструю, но всё таки машину, которая отрабатывает вложенную программу и не остановится пока последовательность действий не будет отработанна до конца. Различные школы рукопашного боя по разному решают эту задачу. Кто-то отказывается от многотактных связок, переходя на более простые "строительные кирпичики" в виде элементарных движений на один такт, кто-то включает в свою методику упражнения по слушанию силы противника и развитию чувствительности. Но в первом случае, какой бы короткой и быстрой не была отдельная техника, всё равно существует, пусть очень недолго, момент выполнения заданной программы. А упражнения на приклеивание и развитие чувствительности во многих практикующих их школах выводят на применение всё равно конкретных техник. То есть какой то момент конечность противника сопровождается, сила слушается, но выполняемое далее движение всё равно шаблонное, из заученного заранее набора. С ростом опыта, повышением мастерства, в любом стиле, у человека количество моментов, в которые он может прервать выполняемую технику и перейти на что либо другое неуклонно повышается. Неудавшийся удар кулаком прерывается на середине, сходу меняет траекторию на огибающую защиту, превращается в захват за возникшую на пути конечность и т.п. Но даже в этих случаях всё равно присутствуют какие то участки в движениях, которые человек выстреливает на автомате, не контролируя и не способен изменить то что он делает в этот момент по собственному желанию. Хотя, вероятно у настоящего мастера количество этих моментов изменения в конце концов возрастёт настолько, что они сольются вместе, дав полностью осознанное и контролируемое на всём протяжении действие. Илицюань даёт возможность иного пути. Этот стиль благодаря своей специфичной методе обучения позволяет работать совершенно осознанно и контролируемо. Конечно, скорость отработки при этом очень сильно замедляется, так как ни сознание ни тело на первых этапах обучения не готовы работать на полную мощность. Осознанно двигаться можно научиться только медленно, постепенно повышая силу и скорость движений, доводя их до реальной боевой. В какой то точке и внешний и внутренний методы обучения, на мой взгляд сходятся. Потому что цель одна, лишь методы её достижения различны.



Вот и всё что я могу сказать по этому поводу. (с) Форрест Гамп

Ответить с цитированием