Показать сообщение отдельно
  #15  
Старый 27.10.2012, 23:24
Andrei Tai Andrei Tai вне форума
Junior Member
 
Регистрация: 07.08.2009
Адрес: Minsk, Belarus
Сообщения: 20
По умолчанию

Для тех, кому ответ Дхаммадипы показался слишком сложным или совсем непонятным предлагаю ознакомиться со следующей информацией.

Цель буддийского пути, полное и необратимое освобождение от страданий, достигается всеобъемлющей тройной практикой: практикой дисциплины (сила), практикой концентрации-сосредоточения (самадхи) и практикой мудрости (панна). Мирские джханы, включающие в себя четыре тонко материальные джханы и четыре бесформенные джханы, принадлежат к стадии концентрации, где они должны быть доведены до высшей степени. Однако, взятые сами по себе, эти состояния не обеспечивают полного освобождения, потому что они не способны отрезать корни страдания. Будда учит, что причиной страдания, движущей силой, стоящей за циклом перерождений, являются загрязнения, корни которых находятся в жадности (алчности), ненависти (отвращении) и невежестве-заблуждении (незнании). Концентрация-сосредоточение уровня поглощения (есть 3 уровня глубины концентрации, уровень поглощения – самый высокий) только подавляет загрязнения, но не может уничтожить их скрытые семена. Поэтому мирская джхана, какая бы она ни была устойчивой, не может сама по себе пресечь цикл перерождений. Более того, она может даже на очень долгое время продлить этот цикл. Каким образом? Если любая тонко материальная и даже бесформенная джхана достигается с целью цепляния за нее, то это приводит к возрождению на данном уровне существования (т.е. в тонко материальных или бесформенных мирах) соответственно каммическим тенденциям, и затем возможен возврат на более низкие уровни существования, вплоть до нижних миров.
Для достижения полного освобождения из цикла перерождений необходима ликвидация загрязнений. Самым основным, из которых является заблуждение-невежество (авидджа), поэтому ключ к освобождению заключается в разработке его прямой противоположности, а именно мудрости (панна). Так как мудрость предполагает определенный уровень мастерства в концентрации, поэтому реализация состояний джхан – это необходимый элемент в развитии мудрости. Но эта реализация – величина непостоянная, и может отличаться для каждого отдельного практикующего.
В традиции Тхеравада имеет важное значение различие между двумя условиями, между, так называемым «мирским» (локийя) и «немирским» (локуттара). Термин «мирской» распространяется на все явления этого мира (лока), в том числе и на тонкие состояния сознания, а также на вопросы добродетели, зла, медитативных достижений, чувственных состояний. Термин «неземной» относится исключительно к тому, что выходит за пределы мира, т.е. к 9-ти «сверхмирским» (supramundane) состояниям: Ниббана (Нирвана), 4 благородных пути (магга), ведущих к состоянию Ниббаны и соответствующие каждому пути 4 плода (пхала).
Мудрость имеет специфическую характеристику проникновения в истинную природу явлений. Она проникает в частные и общие черты явлений через прямое познание явлений, а не через дискурсивное мышление. Функция мудрости «убрать темноту заблуждения, которая скрывает сущность состояний вещей и явлений». Поэтому Будда и говорит, что «тот, чей ум сконцентрирован, знает и видит вещи, как они есть. Ближайшая причина мудрости – концентрация». («Виссудхимагга»).
Мудрость, способствующая достижению освобождения, разделяется на два основных типа: 1. знание способности проникновения в суть (vipassanāñāna) и 2. знание, имеющее отношение к «сверхмирским» (supramundane) путям (maggañāna). Первым является прямое проникновение в три особенности обусловленных явлений – в непостоянство, в страдание-неудовлетворенность и в отсутствие «я». Поскольку знание способности проникновения в суть берет за объект мир обусловленных явлений, поэтому такая форма мудрости относится к «мирской». Первый тип знания сам по себе непосредственно не уничтожает загрязнения, но подготавливает к пути второго типа мудрости, мудрости «сверхмирской» (supramundane), которая появляется, когда способность проникновения в суть достигла кульминационного момента. Мудрость «сверхмирского» пути базируется на четырех стадиях, в которых происходит понимание Ниббаны, Четырех Благородных Истин и отсекаются загрязнения. Эту мудрость называют «сверхмирской», потому что она превосходит этот мир относительных состояний и реализует состояние трансцендентное этому миру, состояние Ниббаны.
Итак, что же это за четыре стадии?
1.Вступивший в поток (сотапанна) - низшая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три путы, привязывающие к сансаре. Благодаря этому он родится ещё максимум 7 раз, и в течение этого срока обязательно обретёт полное освобождение - то есть ниббану. Согласно Самьютта Никая 55.5, под словом «поток» подразумевается Благородный Восьмеричный Путь, т.е. дословно,сотапанна - это тот, кто вступил на Благородный Восьмеричный Путь. В канонических текстах вступивший в поток часто обозначается как тот, кто «обрёл око Дхаммы» (дхамма-чхакку) или как тот, кто увидел и понял схему Взаимозависимого Возникновения.
Всего есть 3 вида вступивших в поток:
1. Тот, кто родится ещё максимум 7 раз, после чего обязательно достигнет освобождения.
2. Тот, кто родится в благородных семьях 2 или 3 раза, после чего обязательно достигнет освобождения.
3. Тот, кто лишь один раз ещё вернётся в мир людей и уже в том рождении обретёт освобождение.
Вступивший в поток может рождаться либо в небесных мирах, либо в мире людей, и неспособен более пасть в нижние миры. Согласно суттам, сотапанна обладает совершенной нравственностью, но несовершенными сосредоточением и мудростью. Тем не менее, он способен совершать проступки, однако не до такой степени, чтобы это привело его к падению в нижние миры.
Вступивший в поток обладает следующими (в должной мере развитыми) качествами:
1. Мудростью
2. Сосредоточением
3. Осознанностью
4. Усердием
5. Верой (по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе)
Вступивший в поток не имеет:
1. Воззрений о том, чем является «я» (у него нет убеждений в том, что «я» - это то-то или то-то)
2. Скептических сомнений по отношению к Будде, Дхамме и Сангхе.
3. Привязанности к церемониям и обрядам, веры в то, что за счёт них можно достичь освобождения.
В Саньютта Никае 13.1 Будда говорит о том, что тому, кто вступил в поток, осталось пережить ничтожное количество страданий по сравнению с тем объёмом страданий, которые были пережиты прежде в бесчисленных прошлых рождениях.
2. Однажды возвращающийся (сакадагами) - вторая из четырёх пар благородных личностей. Это тот, кто сбросил первые три путы, привязывающие к сансаре, а также значительно ослабил 4-ую и 5-ую - то есть чувственные желания и недоброжелательность. Благодаря этому сакадагамин вернётся в мир людей всего один раз, где и достигнет полного просветления.
Однажды-возвращающийся - это промежуточная стадия между Вступившим в поток и Не-возвращающимся.
3. Не-возвращающийся - это благородный ученик, арья, третьего уровня. Анагамин отбросил 5 низших пут и после смерти рождается в одном из пяти миров «чистых обителей», где и достигает ниббаны. Анагамин никогда более не возващается назад в чувственные миры сферы кама-локи, почему и называется «не-возвращающимся». Говорится, что есть пять видов не-возвращающихся:
1. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и сразу же отбрасывает оставшиеся 5 пут, достигая полного освобождения.
2. Анагамин, который рождается в одном из миров «чистых обителей» и достигает освобождения по истечении половины срока жизни там, или же после окончания срока жизни там, т.е. в момент смерти.
3. Анагамин, который пригалает усилия к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (сасанкхара-париниббайи).
4. Анагамин, который не прилагает усилий к тому, чтобы сбросить последние 5 пут. (асанкхара-париниббайи).
5. Анагамин, который последовательно перерождается во всех 5 мирах «чистых обителей». После истечения срока жизни в мире чистых обителей «Авиха» он рождается в мире «Аттапа». После мира «Атаппа» он переходит в мир «Судасса», потом в мир «Судасси», и в конечном счёте, в наивысший мир чистых обителей - «Аканиттха», где сбрасывает последние 5 пут и достигает ниббаны.
В суттах сказано, что анагамин наделён совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, но несовершенной мудростью.
4.Архат (арахант) - тот, кто достиг полного пробуждения, ниббаны, включая Будду. Архат уничтожил жажду, злобу, невежество, то есть три корня порока. Он более не родится ни в одном из миров, обрубив все путы, привязывающие к сансаре. В Палийском Каноне слово «арахант» иногда используется как синоним «татхагаты».
После достижения ниббаны пять совокупностей (тело, ощущения, восприятие, умственные формации и сознание) продолжают функционировать, поддерживаемые телесной жизненной силой. Это прижизненное состояние называется ниббаной с остатком. После смерти (париниббаны) архата, пять совокупностей распадаются и так прекращаются всяческие следы существования в обусловленном мире - сансаре, то есть происходит полное освобождение от сансары. Это называется ниббаной без остатка.
Архат не формирует никакой новой каммы. Тем не менее, старая камма может оказывать на него влияние до момента париниббаны.
Три живых существа считаются архатами:
1. Самма-самбудда (или просто Будда). Это тот, кто открыл истину самостоятельно и обучил других.
2. Паччьека-будда - тот, кто открыл истину самостоятельно, но не обучил других.
3. Савакабудда - тот, кто услышал истину прямо или косвенно от Самма-самбудды.
Согласно суттам, архат по своей природе не может:
1. Намеренно лишить жизни живое существо.
2. Взять, подобно вору, то, что ему не было дано.
3. Быть сексуально активным.
4. Сказать намеренную ложь.
5. Накапливать имущество, подобно тому, когда он был домохозяином.
6. Действовать, исходя из жажды.
7. Действовать, исходя из отвращения.
8. Действовать, исходя из невежества.
9. Испытывать страх.
Архат обладает совершенной нравственностью, совершенным сосредоточением, совершенной мудростью. Если остальные благородные в суттах иногда называются учениками (секкха), то архат таковым уже не именуется, поскольку выполнил всё, что нужно выполнить и нет чего-то такого, что ему ещё необходимо сделать.
И еще немного информации. По поводу так называемых «пут». Что они из себя представляют.
Существует 10 пут (самйоджана), которые привязывают существ к блужданию в сансаре:
1. Воззрение о «я».
2. Скептические сомнения по отношению к Будде, Дхамме, Сангхе.
3. Привязанность к ритуалам и церемониям.
4. Чувственные желания.
5. Недоброжелательность.
6. Жажда к тонкому материальному существованию (в мире форм).
7. Жажда к бесформенному существованию (в бесформенном мире).
8. Самомнение.
9. Неугомонность и беспокойство.
10. Неведение.
Первые пять пут называются «низшими», поскольку они привязывают существ к миру чувств. Оставшиеся пять называются «высшими путами», поскольку они привязывают существ к высшим мирам - мирам форм и бесформенным обителям.

Понимаю, что информации многовато, но, как мне кажется, она очень важна для тех, кто хочет разобраться в этих вопросах. С уважением ко всем, Андрей.

P.S. Информацию я скомпилировал из двух источников: статья "Jhāna and the Supramundane" на сайте www.palikanon.com (перевод авторский, полный вариант статьи можно найти по адресу http://www.palikanon.com/english/the...s/jhanas05.htm), а понятия и термины взяты с сайта www.theravada.ru.

Последний раз редактировалось Andrei Tai, 28.10.2012 в 00:39.
Ответить с цитированием