Показать сообщение отдельно
  #5  
Старый 25.10.2012, 14:11
Andrei Tai Andrei Tai вне форума
Junior Member
 
Регистрация: 07.08.2009
Адрес: Minsk, Belarus
Сообщения: 20
По умолчанию

Позвольте дать более обширный ответ по поводу препятствий. Возможно, кому-то эта информация будет полезной.

русский: помехи, препятствия
английский: hindrances, obstacles
пали: ниварана | nīvarana

Помехи - это пять качеств ума, которые ослепляют умственное видение, делают ум слабым. Из-за этих пяти помех практикующий не может достичь глубокого медитативного сосредоточения, и потому не способен чётко увидеть истину, реальность.
Эти помехи таковы:

1. Чувственные желания (камаччанда)
2. Недоброжелательность (вьяпада)
3. Лень и апатия (тхина-миддха)
4. Неугомонность и сожаление (уддхачча-куккучча)
5. Скептические сомнения(вичикиччха)

В суттах приводится красивый пример с водой в чане: чувственное желание сравнивается с водой, в которую налили разных красок. Недоброжелательность сравнивается с кипящей водой. Лень и апатия - с водой, покрытой тиной и водорослями. Неугомонность и сожаление - с водой, по которой идёт рябь от ветра. Скептические сомнения - с мутной водой. Во всех этих случаях в такой воде трудно увидеть собственное отражение, и точно также и в случае с пятью умственными помехами, которые не позволяют чётко распознавать реальность, затуманивают понимание собственного блага, блага для другого и для обоих.

Эти помехи очень глубоки и полностью преодолеть их крайне трудно, поэтому для этого требуется долгая и полная практика буддийского пути. Полностью и всецело преодолев эти пять помех практикующий способен войти в состояние джханы, в котором эти пять помех полностью отсутствуют. Однако несмотря на это, они не искореняются джханой. Их можно искоренить только за счёт практики прозрения, базирующейся на джхане. Практика прозрения приводит к полному искоренению этих помех, как и других загрязнений ума.

Для временного преодоления пяти помех существуют так называемые противоядия. Например, против злобы применяют практику развития дружелюбия и доброжелательности, против чувственных желаний применяют практику рассмотрения непривлекательности, против апатии и лени применяют различные методы взбадривания ума, например созерцание яркого источника света; и так далее. Все эти методы подробно описываются в различных суттах Канона.
В Маджхима Никае 128 Будда перечисляет дополнительные помехи, мешающие практике самадхи. В этот список входят:
1. невнимание
2. страх
3. восхищение (эйфория)
4. инертность (вялость)
5. чрезмерное старание
6. cлишком слабое старание
7. слишком много медитации (или - возможно - сильное желание достичь результатов)
8. восприятие множественности объектов (а не единичного объекта медитации)

Последний раз редактировалось Andrei Tai, 25.10.2012 в 15:51.
Ответить с цитированием