Илицюань: статьи

Размышления после семинара по илицюань
(Вологда, 14-16 декабря 2001 года)

К этому семинару мы готовились еще с сентября, но Александр Скалозуб весьма занятой человек и приехать смог только в середине декабря.

Окончательное решение о проведении семинара было принято в понедельник 10 числа, а в пятницу утром мы уже встречали его на вокзале в Вологде, который из-за сильного мороза и снегопада был похож на мрачноватую картинку из американских фильмов о России ;-)))

Начало без сюрпризов не обошлось. Оказалось, что Александра встречаем не только мы, но и … Глеб Тарасов, его московский ученик, который в последний момент смог уладить свое отсутствие на работе в пятницу, и поспешил на вокзал за билетом. Купленный с рук билет гласил, что поезд Глеба отправляется из Москвы позже чем у Александра, а приходит в Вологду раньше?! Неужели обманули? Окончательно сомнения развеялись лишь после разговора с проводницей в вагоне поезда, которая подтвердила время прибытия…

Весь первый день прошел как одна большая тренировка с небольшими перерывами на прием пищи и писем из интернета :-))) Надо сказать, что занятия дома илицюань гораздо приятнее: можно приземлиться на мягкий диван, а не на гимнастическую скамейку, можно попивать чаек и наблюдать за остальными, а главное тепло и уютно. Особенно это мы оценили, когда пришли в зал, где проходили основные занятия, хотя там и не было холодно, но тепло не было тоже (правда во время выполнения цигун было жаркоJ)).

Для участия в семинаре собралась группа около двадцати человек, которую составили представители двух вологодских клубов: «Юниор» (учитель Алексей Оводов) и «Арго» (учитель Сергей Соколов), также был руководитель вологодского театра сценического боя «Черная жемчужина» - Олег Гурьянов. Все мероприятие проходило под эгидой Вологодской региональной общественной организации «Федерация традиционного ушу», которой, кстати, 10 февраля 2002 года исполнится 5 лет!

Александр начал знакомить участников семинара с общей теорией и базовыми принципами илицюань. Надо сказать, что для людей неподготовленных к реалиям внутренних стилей это может показаться малоинтересными философскими рассуждениями, отвлеченными от практической части боевых искусств, но как это часто бывает первое впечатление обманчиво. Александр очень наглядно иллюстрировал каждый из «философских» принципов, без которых, как потом становится очевидно, действительно не понять и не освоить илицюань! Из всей теории илицюань на начальном этапе выделяются шесть физических принципов, которые определяют всю «внешнюю работу» (если это так можно назвать применительно к стилю, предельно объединяющему ментальные и физические проявления человека, что и является главным принципом, зафиксированным в названии стиля). Как сказал Александр, его учитель Чин Фансён уделяет много времени разъяснению философии своего искусства, которая распространяется не только на боевую практику, но и на все области человеческой жизни.

После краткого объяснения физических принципов приступили к изучению стилевого цигун , который направлен на освоение этих самых принципов. По сути, он формирует особую культуру движения, характерную для илицюань, в которой основной упор делается не на технические элементы (как во внешних стилях), а на осознание, прочувствование и постоянное соблюдение шести физических принципов. Отсутствие фиксированной техники и приемов в илицюань позволяет говорить об этом стиле как о «бесформенном», преодолевающем условности технического мастерства. Александр объяснил, что Чин Фансен (его учитель) настаивает на преодолении «механических» рефлексов, которые ограничивают бойца и делают его предсказуемым, а значит уязвимым.

Говоря о преодолении рефлексов нужно понимать одну важную особенность человека: любая внешняя (психофизическая) или внутренняя (ментальная) деятельность человека имеет условно-рефлекторную природу. Можно говорить об условных рефлексах различной степени сложности, когда более простые объединяясь, образуют более сложные, тем самым, выстраивая определенную иерархию рефлексов. В теории физического воспитания выделяют умения, навыки и умения высшего порядка. И умения и навыки это программы ответных реакций человека на определенный внешний и/или внутренний раздражитель или совокупность раздражителей, различает их лишь степень активного участия сознания в процессе их выполнения. Если умения представляют собой условные рефлексы, требующие контроля со стороны нашего сознания, то навыки – это полностью автоматизированные условные рефлексы, выполняемые без активного участия сознания. В определенном смысле, обучение – это программирование человека, наделение его готовыми штампами, шаблонами, двигательными стереотипами. То же относится и к ментальной сфере, где педагогическая работа совершается в доступной нам области – в сознании, которое является «программируемой» надстройкой над подсознанием. Проблема любого «программирующего» обучения заключается в том, что невозможно наделить человека универсальными двигательными и ментальными стереотипами, которые бы охватывали все возможные жизненные ситуации. Всегда есть шанс допустить ошибку, не потому что ты не умеешь чего-либо, а потому, что ты что-то уже умеешь! Ошибочность выработанных рефлексов может сыграть роковую службу, особенно в тех видах деятельности, которые связаны с жизнью и здоровьем человека.

Во многом благодаря этим выводам в отечественной теории физического воспитания была сформулирована идея об умениях высшего порядка, которые являются более высокой ступенью в овладении собой и способностью реагировать на изменяющиеся обстоятельства. Умения высшего порядка знаменуют собой качественный скачек в процессе освоения количественного освоения навыков, которые формируют систему условных рефлексов, в результате чего человек обретает способность изменять свои реакции в соответствии с изменяющимися требованиями развивающихся обстоятельств. В каком то смысле, это процесс «частичного раскодирования сознания»! Рефлексы становятся более гибкими и пластичными, по причине их взаимного влияния друг на друга. Восприятие человека становится более избирательным, он выделяет наиболее важные из раздражителей, большую роль начинает играть интуиция. Умения высшего порядка – это уровень двигательного творчества, импровизационности и попытка максимально эффективного использования имеющейся системы условных рефлексов. Теория формирования умений высшего порядка была создана для «спорта высших достижений», но в дальнейшем успешно применялась во многих областях педагогической деятельности. Эта теория оказалась очень действенна в рамках систем спортивной подготовки единоборцев, которая ориентируется на условно-игровой характер состязаний (даже в спорте высших достижений есть правила – условности, которые ограничивают соперников в их проявлениях), но в «полевых условиях» любая система условных рефлексов может стать не только малоэффективно, но и опасна для ее обладателя...

Илицюань демонстрирует одну из уникальных систем боевой подготовки, которая базируется не на бесконечных тактико-технических приемах ведения поединка, а на системе условных рефлексов очень высокого порядка, которые представляются как предельное обобщение боевого опыта мастеров. Для обретения культуры движения илицюань требуется овладеть принципами (физическими и ментальными), которые порождают все многообразие приемов. Процесс их освоения связан с отказом от «обыденных рефлексов», которые свойственны обычному человеку (сопротивление силе силой, инертность движений и мышления, линейность воздействия и пр.), поэтому занятия илицюань влияют не только на боевое мастерство, но и на все сферы деятельности человека.

Что же представляют собой эти универсальные принципы илицюань? Во-первых, они оперируют не столько с двигательными действиями, сколько с физическими силами, которые действуют на человек и его противников во время поединка! В процессе занятий мы начинаем отслеживать силу тяжести и силу притяжения, силу реакции опоры, центробежную и центростремительную силы и ряд других сил (которые рассматриваются и в биомеханике, но применительно к двигательным действиям, а не к системе таких действий). Кроме того, во время занятий необходимо обращать внимание на соблюдение определенных ментальных принципов, которые призваны изменить многие стереотипы восприятия, мышления и рефлексии. Во-вторых, эти принципы не просто заставляют нас понимать определенные закономерности психофизических проявлений человека, но учат нас постоянно следить за их правильной реализацией в своих действиях. Ряд упражнений направлен именно на обострение чувствительности к силам, которые воздействую на нас извне и изнутри, что привносит элемент интровертности в занятия, а значит, человек постоянно всматривается в себя, познает и совершенствует себя. Благодаря соблюдению этих принципов можно получить уникальные результаты, когда точка контакта и точка приложения усилия-цзинь не совпадают, когда вектора приложение силы-ли, энергии-ци и усилия-цзинь различны, когда незначительное по динамике и амплитуде воздействие на противника приводит к неожиданной потере равновесия и, как следствие, к дальнему полету!

Двигательные действия можно автоматизировать, выработав устойчивый двигательный стереотип – навык. Контроль и управление постоянно изменяющимися физическими силами, воздействующими на человека не возможно автоматизировать, этот процесс всегда требует контроля со стороны сознания, поэтому занятия илицюань вырабатывают не устойчивые двигательные навыки, а психофизические умения высшего порядка, которые позволяют «изменяться вместе с изменениями». Единство физических (ли – физические движения, физическая сила) и ментальных (и – сознание, мышление, воля) процессов есть единственный способ реализации системы психофизических умений высшего порядка, эта главная идея легла в основу методики подготовки илицюань и послужила основанием для его названия.

В илицюань есть особая «полифоничность» мышления и «объемность» воздействия на противника, благодаря чему атака и защита сливаются в одно действие. В других стилях ушу также есть принцип одновременной атаки и защиты, но реализуется он по-другому: одна рука (нога или обе руки сразу) выполняет защиту, а другая рука (или нога) атакует. Такой способ воздействия позволяет сократить временной промежуток между последовательной защитой и атакой, но не дает позиционного преимущества над противником. В илицюань атака и защита могут одновременно выполняться даже одной рукой как одно действие, путем создания правильной направленности усилия-цизнь!

Еще одной отличительной чертой илицюань как «внутренней» системы является особая проработка суставов и сухожилий. В процессе занятий илицюань меняется структурная работа опорно-двигательного аппарата, при которой «раскрытие суставов» компенсируется не силой мышц (они должны быть максимально расслаблены), а правильным натяжением сухожилий-антогонистов. Внимание переключается с мышечной работы (выполнения мышечных действий) на правильное «выстраивание тела» за счет гармонизации работы сухожилий, выполняющих роль силовых линий. Можно сказать, что «выстраивание тела» в илицюань это бодибилдинг наоборотJ)) При правильном «выстраивании тела» энергия-ци начинает свободно циркулировать в организме человека, без каких либо дополнительных ментальных усилий. Более того, Александр говорит, что следует вообще избегать визуализаций энергии-ци, которая лишь отвлекает человека от естественного прочувствования собственной энергетики. И на самом деле, достаточно принять правильное положение тела, чтобы ощутить энергию-ци и сохранять «энергетизацию» во время любых движений, соблюдая шесть физических принципов илицюань. Благодаря такой проработке цигун не отделяется от боевой практики, как это часто бывает в чисто внешних системах, а наоборот усиливает ее эффективность.

Пожалуй, самым большим достижением этого семинара было открытие для вологжан реально боевого искусства, которое принципиально отличается от всего ранее виденного. Большинство присутствующих на занятиях было искренне удивлено тем, что занятия таким мягким стилем как илицюань приводят к необыкновенной практической эффективности. В конце последнего занятия, когда выполнение парных упражнений плавно перетекло в свободную демонстрацию Александром прикладных аспектов илицюань (что-то среднее между туйшоу и саньшоу), все желающие могли на себе оценить возможности илицюань J)) Занятное зрелище, когда видишь что удар ногой не блокируется, но нога летит мимо первоначальной цели, а сам человек безвозвратно теряет равновесие… Смотреть это одно, а пробовать еще интереснееJ)) Все кто смог прочувствовать на себе воздействие илицюань, просто восхищены его возможностями, пример достижений Александра воодушевил их на упорные занятия. Как говорится: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать; а в нашем случае, лучше один раз попробовать ;-)))

С пожеланием всем адептам илицюань:
упорных и плодотворных занятий
для обретения подлинного гунфу
во славу школы и учителей.

Президент Вологодской региональной
Федерации традиционного ушу

Алексей Оводов

mailto:kungfu@vologda.ru

На первую страницу
введение
статьи
история
система
боевое
философия
здоровье
семинары
практика
фотогалерея
адрес в Москве
конференция

Журнал "КУНФУ"

АИВТ "КАНОН"

Центр изучения
даосских традиций


Iliqchuan worldwide

Монастырь Чуань Ян

Вологодский клуб КУНФУ




ОБРАЩЕНИЕ ШИФУ АЛЕКСАНДРА СКАЛОЗУБА К УЧЕНИКАМ И ИНТЕРЕСУЮЩИМСЯ ИЛИЦЮАНЬ



[an error occurred while processing this directive]