KALAMA SUTTA







Межрегиональная Федерация Илицюань
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 

Из опыта занятий Илицюань

Статья Павла Кавалерова

скачать статью (в формате MS Word)
скачать повесть Даниила Гранина "Эта странная жизнь" (в формате MS Word)
скачать оба текста одим zip-архивом

Вступление

Я часто думал о том, зачем пишутся книги призванные научить тому или иному навыку или даже искусству. Можно ли по книге стать парикмахером, научиться плавать или готовить? Тем более стать художником или музыкантом? Я таким образом не смог даже научиться завязывать галстук.

Посещая третий год школу Илицюань под руководством Учителя Александра Скалозуба, вникая во всевозможные премудрости этого стиля ушу, наблюдая многократно одни и те же движения, десятки раз слушая одни и те же объяснения, еще раз убеждаюсь, что потенциал «бумажного» обучения весьма ограничен.

Тем не менее, очень хорошо помню ощущение от первых тренировок. Мне казалось, что законы того мира, что остался за дверью спортзала, здесь не работают, а работают какие-то другие, неведомые мне законы.  Эти 2 - 3 месяца вспоминаются мной как постоянное думание, осмысление происходящего вокруг и со мной. Я подходил к ребятам и Учителю, слушал, что-то спрашивал, просил показать, объяснить. Надо было учиться всему заново: ходить, стоять, двигаться, чувствовать. Это было время нескончаемых «как». Как сделать то или иное движение? Как натянуть сухожилия? Как выстроить тело? Как расслабиться? Как тянуть макушку? Как переводить силу, направленную на тебя в другую плоскость? Как почувствовать пределы, где ты можешь генерировать силу, а где нет? Как, как, как :.  Этих «как» не стало меньше и сейчас.

Поэтому  хочу поделиться своим опытом с теми, кто делает первые шаги по этому очень непростому пути. Ведь Илицюань - это не просто боевое искусство, это еще и специфическое мировоззрение, работа с энергетикой (цигун) и органами чувств, оздоровительная система, которую можно практиковать до конца жизни, сколько бы ты ни прожил, это осознавание настоящего момента на основе практики прекращения внутреннего диалога и многое, многое другое. А если очень коротко, то Илицюань - это один из путей познания себя и окружающего мира, а что может быть интереснее?

Сюда приходят по разным причинам. Кто-то остается, кто-то нет. Может быть, увиденное не соответствует ожиданиям, другие надеются добиться поставленных целей меньшими затратами сил и времени, может еще что-то. Но след, который оставляет в душе практически каждого человека занятия и Учитель, неизгладим. Не редко через месяц или даже год человек снова приходит сюда, чтобы окунуться в эту атмосферу сложной простоты, еле уловимой китайской музыки, обаяния Учителя. Здесь есть ощущение, воспринимаемое достаточно реально, что творимое здесь есть обучение настоящему искусству, немыслимым образом проникшему сюда из непомерно далекого Китая.

Время

Время является важнейшим и самым загадочным свойством природы. Оно подавляет наше воображение. Мы все живем внутри него. Время - это непрерывное обновление, изменение. Нет ничего статичного, застывшего. Все есть процесс.

Время воздействует на нас, в его потоке мы овладеваем тем или иным опытом, а тело наше меняется и, если жить, как придется, не в лучшую сторону. Хотя известны и обратные случаи. Так, например, создатель известной системы оздоровления Поль Брэгг в 25 лет обладал букетом болезней, а в 90 лет имел тело 40-летнего человека. Он погиб в 1976 году в возрасте 95 лет во время катания на серфинге у побережья Флориды, где его накрыла гигантская волна.

Движение времени часто сравнивают с течением реки. И действительно они имеют много общего. Вот основные свойства времени:

  • Оно имеет направленность или ход от прошлого к будущему;
  • Оно асимметрично, то есть будущее не равно прошлому;
  • Оно неостановимо;
  • Оно необратимо;
  • Оно невосполнимо, то есть уходит безвозвратно и поэтому
  • Его нельзя накопить
  • Или передать в пользование.

Физик Н.А. Козырев в своей теории, опубликованной еще в 60-е годы ХХ века, к этому добавил следующие:

  • Время имеет плотность;
  • Время вырабатывает энергию, противодействующую росту энтропии (хаоса).

Для китайцев время - единственный материальный объект, то есть то единственное, что существует в мире. «Тот, кто позволяет ускользать своему времени, выпускает из рук свою жизнь; тот, кто держит в руках свое время, держит в руках свою жизнь» - говорят они. По сути, понятия «жизнь» и «время» - синонимы.

Философ Бердяев в своей работе «Смысл истории» писал: «Время нашей мировой действительности, время нашего мирового эона, есть время разорванное; оно есть время дурное, заключающее в себе злое, смертоносное начало, время не цельное, разорванное на прошлое настоящее и будущее. Время не только разорвано на части, но одна часть восстает на другую. Будущее восстает на прошлое, прошлое борется против истребляющего начала будущего. Эта разорванность так страшна, что, в конце концов, превращает время в некий призрак, потому что, если мы проанализируем три части времени, то мы можем прийти в отчаяние: все три момента оказываются призрачными, потому что нет прошлого, нет настоящего, нет будущего. Настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое, само по себе, представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет. Будущее есть убийца всякого прошлого мгновения. Будущее пожирает прошлое для того, чтобы потом превратиться в такое же прошлое, которое будет пожираемо последующим будущим».

Таким образом, прошлое (его уже нет) и будущее (его еще нет) не существуют. Но почему же настоящее «представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью»? Настоящее вполне реально и осязаемо. Более того, только настоящее и есть единственная реальность. Как поется в известной песне: "Жизнь - это миг между прошлым и будущем".

В.Ю. и Т.С. Тихоплав в книге «Жизнь напрокат» пишут: «Между причиной и следствием существует пространственно-временная точка, которая не принадлежит ни причине, ни следствию и является «пустой» точкой. Превращение причины в следствие требует преодоления «пустой» точки пространства. Эта точка является бездной, через которую перенос действия может осуществляться только с помощью хода времени».

«Прошлое, - пишет известный психотерапевт Луиза Хэй,  - существует только в нашем сознании. Важен тот момент, который мы переживаем именно сейчас, то, что мы делаем и чувствуем в данную секунду. То, что мы делаем сегодня, ляжет в основу завтрашнего дня. Мы ничего не можем сделать завтра, и уж тем более - вчера. Только сегодня. Важно то, что мы выберем прямо сейчас - какие мысли, убеждения, слова и поступки. Источник силы - в настоящем моменте».

Получается, что для того, чтобы жить полноценно, надо жить "здесь и сейчас", в настоящем моменте, потому что реально только это «бесконечно мало продолжающееся мгновение». А прошлое и будущее существуют только в нашем сознании.

Первая трудность нахождения в настоящем моменте заключается в том, что точка настоящего, как течение реки, постоянно движется. Ее нельзя зафиксировать, как точку пространства. И мы плывем по этой реке, мы видим ландшафты берегов, которые сменяются один другим. Вместе с этим движением меняемся и мы, и вещи, которые нас окружают, и мир. Поэтому надо развивать в себе умение соответствовать времени и изменятся вместе с его изменениями.

Вторая трудность - наш ум. Говорят, что ум подобен обезьяне. Он всегда хочет себя чем-то занять. Он не может не думать. Поэтому происходит "соскакиваение" внимания либо в «было», либо в «будет».

Мы живем не в настоящем!

Или в будущее грезы нас уносят неизбежно,

Или прошлое нам память так услужливо пихает.

Небо, тополь, одуванчик - нарисованы гуашью.

Не дотрагивайся, смажешь!

Не подсохли ощущенья.

И уже в прошедшем роде

Миг, что был таким реальным,

Но остался отголоском,

Кадром серым в киноленте,

Называющейся жизнью:

Мы или о чем-то вспоминаем, то есть находимся в прошлом, либо мечтаем и строим планы, то есть находимся в будущем. Поэтому жизнь, настоящая жизнь, проходит мимо, мы не живем, а точнее живем неосознанно!

Не так давно я понял, что жизнь бесконечна. Нет, не только в смысле дальнейшего пути после смерти. Эта земная жизнь бесконечна. Сколько мигов в сутках? В месяце, году, 5-ти, 10-ти годах? Обычный человек даже не знает, как называется такое непомерно большое число. А что такое бесконечность? Это когда чего-то "очень, очень много". Но из-за того, что обычный человек воспринимает (осознает) в лучшем случае только несколько мгновений в день, а все остальное время пребывает в прошлом или в будущем, жизнь и кажется ему такой короткой. Если же осознавать все эти миги, которых за жизнь нам отпущено бесконечно много, то и жизнь окажется бесконечна.

Проходят недели и месяцы, из которых можешь вспомнить лишь некоторые эпизоды! Это и есть как раз то время, которое ты осознал, а значит прожил. Все остальное прошло мимо. Сама жизнь проходит мимо. Небольшие освещенные островки осознанности среди океана не воспринятого: Запахи, звуки: Не помню:

Есть замечательная документальная повесть Д. Гранина «Эта странная жизнь» про ученого-биолога А.А.Любищева (1980-1972). В ней речь идет не про его научные достижения, а про систему учета времени, которой он придерживался с 26-летнего возраста до конца жизни, а прожил он 82 года. Ежедневно он записывал расход своего времени с точностью до 5 минут, где было все - и основная работа, и вспомогательная, и общение, и письма, и слушание музыки. Учет велся наподобие дневников. Ежедневно, аккуратно, в любой обстановке (даже в день, когда узнал о гибели сына на фронте!) в течение 56 лет(!). Ежедневный учет занимал ничтожно мало - всего несколько минут. Каждый месяц он составлял отчет, суммируя все время, затраченное отдельно на основную и вспомогательную работу, письма, общение, посещение театра и слушание музыки. Таким образом, он видел, на что уходит его время, обнаруживал его пустоты и сгустки. Месячные отчеты в конце года сводились в годовые, которые он тщательно анализировал, следил, как меняется производительность, что не дается, почему и составлял план на следующий год, пятилетку. Он вглядывался в эти отчеты как в зеркало.

Для человека не должно быть времени плохого, пустого, лишнего. Любое время ценилось А.А.Любищевым одинаково дорого. Он использовал каждую пешую прогулку для сбора насе-комых. На тех съездах, заседаниях, где много пустой бол-товни, он решал задачки. Утилизация «отбросов времени» у него была продумана до ме-лочей. При поездках - чтение малоформатных книг и изуче-ние языков. Английский язык он, например, выучил главным образом в «отбросах времени». Он не признавал отдыха как "ничегонеделания". Отдых - это смена занятий, это как правильный севооборот на поле.

Его система улавливала в свои ячейки текущую, всегда ускользающую повседневность - то время, которого мы не замечаем, недосчитываемся, которое пропадает невесть куда. При этом его работоспособность не снизилась, а по некоторым показателям даже возросла к концу жизни.

Я по хорошему завидую этому человеку. Он установил со временем особые, я бы сказал взаимоуважительные, нравственные отношения. Это была система осмысления времени, духовного его наполнения. Чтобы придерживаться данной системы, чтобы вести подобный контроль за расходованием своего времени, несомненно, надо постоянно быть в настоящем моменте.

О необходимости пребывания в настоящем моменте говорит нам и один из ментальных принципов Илицюань. Это значит, воспринимать мозгом всю информация, которая поступает от всех органов чувств, осознавать все изменения, происходящие в теле и окружающем мире «здесь и сейчас». «Все течет, все изменяется». Нет ничего застывшего, неизменного. Все, что погружено во время, есть процесс, постоянная трансформация, непрерывное обновление. А все что реально, находится внутри времени. И не соответствовать времени все равно, что плакать в цирке и смеяться на похоронах.

Для развития осознанного пребывания в настоящем моменте можно выполнять упражнение "наблюдатель", которое мне посоветовал Чин Фансен, учитель А.Скалозуба. Его суть в том, чтобы «присутствовать» при том, что делаешь, то есть осознавать всю информацию, поступающую от всех органов чувств, весь диапазон: запахи, прикосновения, колебания воздуха, звуки, вкус, зрительное восприятия, ощущения в теле. Если приходят мысли, то давать себе отчет в том, где ты в этих мыслях находишься - в прошлом (воспоминания, анализ событий) или в будущем (планы, мечты). Давать этим мыслям свободно течь, приходить и уходить, не задерживаясь. Упор на восприятии мира через чувства. По моим субъективным ощущениям при выполнении этого упражнения пространство вокруг становится как бы более плотным, более вязким, развивается наблюдательность. Так например, один раз я насчитал 18 точек, которыми касался с пассажирами, полом, поручнями и дверью в вагоне метро.

Внимание

Внутреннее пребывание в одном из трех времен происходит потому, что сознание обычного человека не в состоянии охватить их сразу, одновременно. И даже пребывая в одном из них, мы осознаем лишь малую толику присутствующего там многообразия. Какой инструмент использует наше сознание для высвечивания той частички времени и пространства, которыми оно заинтересовалось?

 »Внимание!... В голове - прожектор. Его луч может осветить, что угодно в безмерной яркостью: Нацелен - ничего другого не существует, все прочее во тьму!.. Этот прожектор - мое Внимание! Управляю его лучом, как хочу!.. Вездесущ, пронзителен!..», - такой образ предлагает известный отечественный психотерапевт В. Леви в книге «Искусство быть собой». Именно внимание тот луч, тот прожектор, который направляет мозг на интересующий его объект, явление, как бы высвечивая его из небытия неосознанности.

Приведу большую цитату из упомянутой книги В.Леви: «Внимание, как избалованное дитя: капризно, хитро и глупо - это известно каждому, кто пытался хоть на чем-нибудь сосредоточиться.

Трудно, трудно!... Физически ощутимая сила, чем дольше, тем настойчивее гонит внимание прочь, если удерживаем. Внимание должно двигаться, двигаться без конца иначе: Иначе оно все равно двигается, но куда?

Первая операция, которую производит цивилизация над мозгом, - подчинение внимания, избирательное удержание. С этого и начался поход некоего Обезьяна в нашу с вами жизнь. До сих пор шагает, не останавливаясь:

Внутренняя свобода:

В сознательном возрасте вы в ней не жили.  Жили лишь в бессознательном, в позабытом детстве, откуда вас силком вытащили. «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Здесь, в обществе, вас долго и яростно приучали соблюдать распорядок дня. Делать уроки, когда не хочется. Худо-бедно, вы этому научились, хотеть через не хочу. Так и работаете, так и живете. Только вот почему-то не всегда слушается внимание. Как и раньше, но уже не родители и учителя ругают вас за непослушание, а вы сами привычном текстом. Жизнь через не хочу кажется естественной, иначе и быть не может:

Пища внимания - либо то, что прямо или косвенно пробуждает чувство, то есть что-то значит для нас, либо то, что может что-то значить, то есть новизна. Съедая новизну, внимание ищет следующих порций, новых сенсаций. Недостаточность новизны на единицу времени вызывает импульс переключения; если же переключения не происходит, стремиться снизить тонус внимания - степень бодрствования. Сон можно условно считать нулем внимания.

Даже у неподвижно застывшего часового тело совершает легкие ритмично-аритмичные покачивания. Глаза, уставленные в одну точку, все-таки совершают микродвижения. Даже крепкое сжатие кулака, если разобраться, тоже состоит из последовательных сжатий-разжатий, только очень быстрых, сливающихся:

Так колеблется и внимание.

Сосредоточение - не застывшее, а повторное возвращение к предмету в наилучшем ритме!

Когда ритм этот найден, возникает ощущение непрерывности.

Все, что сосредотачивает, втягивает - все ритмично, начиная с простых физиологических актов и кончая ритмами искусства».

В Илицюань занимающийся постепенно учиться расширять свое внимание, то есть держать в поле внимания максимальное количество правильно выстроенных элементов тела, а также воспринимать всю информацию, поступающую ото всех органов чувств.

Потому, что «где внимание - там и сила».

Круговые движения

Здесь не заставляют учить китайские слова, ими просто пользуются. "Минь-мэнь" - поясничный отдел позвоночника; "куа" - паховая складка; "дань-тянь" - область живота, источник силы; "ху-коу" - «пасть тигра», область между большим и указательным пальцами руки. Теперь для меня это просто обычные слова.

Но первое непонятное слово, которое я здесь услышал, было не китайского, а латинского происхождения. Это прилагательное "сагиттальный", которое относилось в слову "круг". Как гласит словарь, sagitta значит стрела. А употребляется это слово чаще в анатомии. Например, сагиттальный шов, сагиттальная плоскость. Средняя, или медианная, сагиттальная плоскость делит тело пополам на правую и левую половины.

Крутить круг: Вряд ли кто из опыта предыдущей жизни поймет "как это". Фокус заключался в том, что крутить надо телом, передавая импульс в руки, держащие перед собой шар. Кто учился ездить на велосипеде или плавать, тот понимает, что объяснить, как ехать или плыть невозможно. Надо этим начать заниматься и однажды получиться. Так было и здесь. Через какое то время я почувствовал импульс от таза к кончикам пальцев, и сразу понял, что это именно оно.

Круга три, по числу измерений нашего трехмерного пространства и, следовательно, количеству взаимоперпендикулярных плоскостей: горизонтальный, вертикальный и сагиттальный:

1.      горизонтальный круг: движение порождается замыканием паховых складок, происходит вдоль позвоночника, растянутого макушечным усилием вверх и поджатым тазом вниз, и между двумя вертикальными линиями, проходящими через подмышечные и паховые складки. В общем-то, это не круг в строгом смысле. Полный горизонтальный круг делает, например, балерина, вращаясь волчком. Мы же совершаем покачивания из стороны в сторону. Но при этом есть внутреннее ощущение полного круга, который проходит через руки и замыкается внутри тела, а вращающий вполне осознает, в какую сторону он его крутит. При совершении движений необходимо соблюдать 4-ый физический принцип Илицюань: середина груди и живота должны всегда оставаться на одной линии, импульс от таза не должен перекручивать тело, остановился таз - остановились грудь и плечи.

2.      фронтальный круг: верхний и нижний центры масс (середина груди и дань-тянь) совершают одновременно вращательные движения, в плоскости, перпендикулярной земле и движению вперед. У многих при выполнении этого круга возникает сложность с тем, что начинает двигаться таз. Это необходимо  контролировать - таз двигаться не должен.

3.      сагиттальный круг: проходит через верхний и нижний центры масс, в плоскости, делящей тело на право и лево.

Все круги могут совершаться в двух противоположных направлениях. Крутить можно быстро или медленно, с разной амплитудой от максимальной до минимальной, переходящей в мелкую дрожь.

Для проработки всех кругов существуют специальные упражнения. После того, как освоен каждый круг по отдельности, можно перейти к вращению сразу во всех трех плоскостях, то есть, крутить все три круга одновременно. Притом, что это одно движение, необходимо уметь чувствовать и контролировать каждый из трех кругов, например, усиливая любой из них. Таким образом, мы учимся координировать силы вращения, то есть овладеваем 6-ым физическим принципом Илицюань.

Что дает для практики боя умение совершать круговые движения? Учителя как-то спросили: «Как медленностью победить скорость?» На что он ответил: «Надо использовать круговые движения, так как при одинаковой круговой скорости, в зависимости от радиуса линейная скорость может быть гораздо выше. Почему пастуший кнут издает звук? Этот звук возникает при переходе скорости кончика кнута через звуковой барьер. А ведь он приводится в движение рукой. Отсюда вывод: не старайтесь опередить, используя реакцию - используйте круговые движения».

Одновременное вращение в трех плоскостях, сжатое в точку внутри тела, незаметно для окружающих, но дает свободу в движениях и возможность без инерции двигаться в любом направлении, не расходуя время на принятие решения. Если раскрутить юлу и бросить в нее небольшой предмет, то он отскочит. Так и здесь. Сила вращения любое прикосновение к вам направит по касательной линии или заставит соскользнуть с вашего центра.

Расслабление

«:Лежим вместе с котом на диване. Я наблюдаю за тем, как он спит, и пытаюсь ему подражать. Однако не легкое это дело - лежать так, чтобы ни одни мускул не напрягался: Не скажу, чтобы было трудно подмечать и определять тот или иной напрягающийся мускул. Освободить его от излишнего сокращения тоже не мудрость. Но худо то, что не успеешь избавиться от одного напряжения, как тотчас же появляется другое, третье и так до бесконечности:»

В книге Станиславского «Работа актера над собой» есть глава, называющаяся «Освобождение мышц», откуда и взяты эти строки. Одна способная ученица Станиславского долго не могла играть в полную силу, дарование чем-то сдавливалось. При подходе к ответственным местам пыжилась, утрачивала естественность: Никакие приемы не помогали, пока кто-то не заметил, что в эти мгновения у актрисы слегка поднимается правая бровь. Это и был роковой зажим! Занялись расслаблением мышц лица. Результат: «Внутреннее чувство получило свободный выход наружу из тайников подсознания, точно его выпустили из мешка на свободу».

Учитель как-то сказал: «Нас всю жизнь с пеленок учат напрягаться: сидеть, ходить, держать ложку, говорить. Поэтому человек может легко напрячься. Но расслабляться надо учиться заново». В результате привычки напрягаться у человека появляются мышечные зажимы, которые основоположник аутогенной тренировки Шульц называл остаточными напряжениями, которые не улавливаются сознанием. Шульц писал:

«Чем больше прислушиваешься к зажимам, тем больше их создается. При этом научаешься различать в себе те ощущения, которых раньше не замечал. Это помогает находить все новые и новые зажимы, а чем больше их находишь, тем больше вскрывается новых. На короткое время мне удалось освободиться от напряжения  в области спины и шеи: Мне стало ясно, как много у нас лишних, никому не нужных, вредных мышечных напряжений, о которых мы и не подозреваем:»

В.Леви в книге «Искусство быть собой» писал о пользе расслабления следующее: «Сбрасывание этих напряжений и есть мышечное освобождение. От облегчения засыпания до свободы в общении и мышлении - диапазон результатов». Появляется также свобода и в движении. Может ли свободно двигаться «качок» или штангист? Их мышцы постоянно напряжены и потому создают скованность в движениях.

Шульц у своих пациентов, а Станиславский у актеров-учеников, каждый по-своему, старались развивать «мышечное чувство». «Я полагаю, - писал Шульц, - что нервное состояние - это комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которым человек, вольно или невольно, отвечает на раздражения внешней среды». А Станиславский требовал у учеников внедрить в свою физическую природу «мышечного контролера», сделать его своей второй натурой, призывал учиться этому у кошек, у маленьких детей, которые превосходно расслабляются.

Мышечные зажимы любят побродить, поиграть с нами в жмурки, пишет В.Леви. Но все же у каждого есть свои, особо привычные и особо стойкие:

o       надбровье, переносье, веки - сильно и постоянно напряжены у людей, привыкших сосредоточенно и бесплодно думать над тяжелыми проблемами, в том числе о своем здоровье;

o       рот, губы, челюсти - у тех, кто страдает от одиночества, раздражителен и плаксив;

o       шея, затылок, плечи - «тоническая сутулость», «прибитость» у неуверенных в себе, часто еще совсем молодых;

o       руки в локтях, пальцы рук, готовые сомкнуться в кулаки, челюсти - в желваки, брови - в судорогу сосредоточенности с обязательной резкой морщиной или двумя-тремя сразу - зажимы, свойственные людям раздражительно-беспокойным, избыточно деятельным;

o       гортань, глотка, диафрагма, брюшной пресс зажимаются при дыхании, зажимаются в речи то постоянно, то, как бы налетами. Зажимы эти - помощники неуверенности и депрессий.

Расслабление - это 1-ый физический принцип школы. Задача «расслабиться» рождает другую - найти оптимальное для расслабления положение тела, тем более помня о том, что Илицюань не в последнюю очередь есть боевое искусство и йоговская поза «трупа» здесь явно не подходит.

Для начала попытаемся найти положение тела, при котором все его мышцы полностью расслаблены. Если расслабить руку, то она повиснет вдоль тела. Но так ли уж она расслаблена? Ведь из школьного курса физики знаем, что, по третьему закону Ньютона, действие равно противодействию, с какой силой предмет давит на опору, с такой же и опора давит на предмет. То есть, применительно к нашему случаю, с какой силой Земля притягивает руку, с такой же наряжена рука в качестве реакции на это притяжение. Таким образом, повисшая вдоль тела рука не расслаблена, трицепсы в меньшем тонусе, чем бицепсы.

Вспомните, какое положение принимают руки в воде, если их расслабить? Они поднимаются вверх в полусогнутом состоянии. А если в той же воде затаив дыхание, расслабиться и погрузится в воду, то тело всплывет и этот "поплавок" будет выглядеть так: руки полусогнуты перед грудью (в Илицюань говорят "обнимают шар"), ноги тоже полусогнуты, спина прямая. Были репортажи, где космонавты рассказывали, как, ложась спасть, они забывали закрепить руки и, просыпаясь, видели их полусогнутыми, повисшими в воздухе. Исходя из этих наблюдений, можно составить общее представление о положении расслабленного тела. Дело за малым - необходимо в этом положении научиться не только стоять, но и двигаться. В Илицюань такое положение тела называется

Столб или положение «чжан чжуан»

Одним из обязательных требований к обучающимся Илицюань - практиковать стояние в столбе. Это очень тяжелая работа, особенно для начинающих. Во-первых, тяжело расслабиться и научиться «висеть» на сухожилиях, как марионетка, подвешенная за макушку. Тело сохраняет вертикальное равновесное положение благодаря выравниванию, которое достигается за счет специфической структуры костей и сухожилий, а также благодаря действию силы тяжести. Выравнивание тела - это 3-ий физический принцип школы. Во-вторых, тяжело не «улетать» в мыслях куда-то, быть в моменте и ежесекундно работать с телом, выстраивая его снизу вверх следующим образом:

               вес на центрах стоп - нет ни переднего, ни заднего напряжения;

               колени раскрыты, то есть немного растянуты;

               ноги максимально расслаблены, чуть согнуты в коленях. По сути, тело должно висеть на сухожилиях ног. Чтобы почувствовать нужную для данных целей сухожильную группу ног можно проделать следующее: медленно приседайте на одной ноге и в какой-то момент нога не сможет держать тело. Таким образом, до этого момента работали те сухожилия, которые и держат тело в столбе.

               паховые складки расслаблены;

               поясница (мин-мэнь) прямая. При обычном вертикальном положении тела поясничный отдел чуть выгнут вперед. Убрать эту выгнутость, полностью выпрямить позвоночник, можно, если копчик поджать вперед-вверх так, как будто садишься на стул. Учитель как-то прокомментировал это положение так: "Хвост поджать, мин-мэнь расфуфырить - такой вот павлин". Таким образом, позвоночник растянут двумя усилиями: одно вверх ("макушка подвешена"), другое вниз ("копчик поджат").

               живот наполнен; это достигается за счет втягивания груди, которая, втягиваясь, диафрагмой толкает живот;

               точка между лопатками растягивается крестом: "вверх-вниз" макушкой и копчиком, как показано выше, и "вправо-влево" за счет небольшого натяжения сухожилий рук, огибающих шар.

               грудь и внутренняя поверхность рук всасывают, втягивают, но это не сутулость, так как позвоночный столб прямой, растягиваемый вверх и вниз; грудь и плечи как бы огибают цилиндр;

               грудь, спина в области лопаток и руки, держащие шар - это единый комплекс. Спина и внешняя поверхность рук - это ян, поэтому они выпускают, расширяются. Грудь и внутренняя поверхность рук - инь, поэтому здесь происходит сжатие, втягивание, всасывание. Получается дуга, которая с одной стороны выгнута, с другой вогнута. Но дуга не статична. Это процесс, потому что в тоже самое время она с одной стороны сжимается, с другой - расширяется.  Необходимо научиться натягивать сухожилия рук и одновременно чувствовать вогнутость-сжатие и выгнутость-расширение;

               плечи расслаблены, руки, держащие шар, удерживаются перед собой точкой между лопатками (это одна из великих тайн Илицюань - у человека одна рука, растущая из точки между лопатками);

               пальцы рук тянуться по линии их роста, при этом мизинцы к себе, большие пальцы от себя;

               уголки рта тянутся к кончикам ушей, "улыбаемся". Дело в том, что от кончиков рта через верхние окончания ушей за голову проходит мышечное кольцо. Эту силовую линию необходимо один раз найти, почувствовать, что достигается небольшим оттягиванием назад и вверх уголков рта и глаз и натягиванием щек, как будто человек хочет оттянуть свои уши несколько назад. Это мимическое выражение, напоминающее легкую улыбку, есть улыбка Будды;

               кончик языка прижат к небу под зубами;

               макушка "подвешена", что достигается подбиранием подбородка чуть на себя и одновременным вытягиванием макушки вверх, но так, чтобы шея была расслаблена.

Если обе ноги поставить на ширину плеч, получим статический вариант столба, если одна нога впереди - динамический. В динамическом варианте столба надо, во-первых, отслеживать соблюдение 3-го физического принципа: линия, проходящая через макушку и промежность, должна падать на линию соединения центров стоп.

Во-вторых, на каждой стопе необходимо чувствовать десять точек: «девять полных и одну пустую». «Девять полных»  - это точки касания стопы с поверхностью. Сначала, подняв пальцы, встаем на три точки: пятка, точка под большим пальцем и точка под мизинцем. Затем последовательно опускаем пальцы, начиная от большого, это еще пять точек. В результате на наружном ребре стопы проступает последняя, девятая точка. «Одна пустая» точка находится в центре стопы. Ноги скручиваются в направлении «пальцы наружу» за счет усилия тазом «вперед-вверх», благодаря чему в центре каждой стопы получается эффект всасывания или «пустая» точка. Такую стопу можно сравнить с вантузом, который присасывается к поверхности.

Стояние в столбе, как я уже говорил, работа не из легких. Употребляется даже выражение «столбовая работа». Перед   началом стояния в столбе я ставлю себе следующие задачи:

         Расслабляться, так как «расслабление - это процесс», причем, если выстраиваем тело снизу вверх, то расслабляемся сверху вниз;

         Остановить «внутренний диалог»;

         Соответствовать времени, «пребывать в моменте», ощущать себя «здесь-теперь»;

         По максимуму расширить внимание и отслеживать, кроме постоянного расслабления мышц,  положение тела как описано выше.

Итак, «расслабление - это процесс». Нельзя расслабиться раз и навсегда. Точнее можно, но «это будет ваше последнее расслабление в этой жизни». Иными словами, не достаточно расслабиться, надо расслабляться и расслабляться постоянно в процессе стояния. Владимир Леви приводит интересный образ, который я часто вспоминаю, образ «лампы переменного тока». Вот что он пишет: «: новую жизнь, если и не совсем не подвластную прошлому, то хоть в чем-нибудь иную, нужно начинать так часто, как только возможно, пока эти попытки не сольются во что-то единое, подобно тому, как сливаются в сплошной свет мелькания лампы переменного тока. Наверное, воля человека, решил я, и измеряется тем, сколько раз в день он способен начать сначала...» Здесь точно также череда расслаблений сливается в состояние единой расслабленности. Необходимо стараться быть расслабленным не только в столбе, но и при выполнении  любой другой одиночной и парной работы.

Расслабленность очень тесно связана с соблюдением первого ментального принципа: со способностью находиться в моменте, соответствовать времени и осознавать, чувствовать процессы, происходящие с твоим телом. Как только мысли «улетели», сразу начинают напрягаться те или иные участки тела. Я уже писал, что ум сравнивают с обезьяной. Он всегда хочет себя чем-то занять и не может не думать. В голове сами собой возникают мысли, которые выхватывают тебя из настоящего и переносят в «было» или «будет». Поэтому, вторая задача, которую я ставлю перед собой перед началом столбовой работы: останавливать "внутренний диалог", добиться отсутствия мыслей, с тем, чтобы сосредоточить внимание на чувствах.

Расслабляться, отслеживать и сбрасывать зажимы, практиковать внутреннее молчание, пребывание в моменте и осознанное восприятие информации, поступающей от органов чувств,  можно и в других ситуациях, например,  на прогулке или за рулем.

В конечном итоге необходимо научиться контролировать положение своего тела полностью, одновременно все его участки. Но начинать надо с последовательного отслеживания и соответствующей корректировки, проходя внутренним взором по контрольным точкам, описанным выше: то грудь "всплыла", то шея напрягалась, то язык опустился. Могут начать уставать ноги, значит, не удается выстроить тело и повиснуть на сухожилиях ног. Или вдруг начинают уставать плечи, то есть не удается их расслабить и повесить руки на сухожилиях. Если получается это сделать, то возникает ощущение, что руки висят на точке между лопатками.

В дальнейшем надо стараться постепенно расширять внимание, то есть держать в поле внимания максимальное количество правильно выстроенных элементов тела.

Можно придумать для себя формулу наподобие тех, что используют в аутотренинге и повторять ее в процессе стояния. Например, «расслабляться - молчать - выстраивать тело - расширять внимание». Для меня главное прекращение  внутреннего диалога, потому что тогда работа по расслаблению, выстраиванию тела и расширению внимания начинается почти автоматически.

Иногда наблюдается эффект, когда начинает дрожать тело, обычно начиная с ног. Сначала я думал, что это от перенапряжения. Но оказалось, что ноги не напрягаются больше обычного. Кроме того, в это время тело очень обильно выделяет влагу. Объяснение Учителя на этот счет следующие: тело приблизилось к равновесию инь - ян, но всякий раз проскакивает его чуть дальше, как маятник, потом возвращается обратно. В этом состоянии не надо ничего делать, просто ждать. "Тело умнее нас, - сказал Учитель, - оно все знает, не надо ему мешать".

Тело может увлажняться и без подобного дрожания. У меня, например, часто во время столбовой работы по животу и спине течет можно сказать ручьем. Но это не пот, это межклеточная жидкость, она не соленая на вкус. По окончании столбовой работы ее нельзя смывать, надо дождаться, когда она впитается, и лишь потом можно принимать душ.

Стояние в столбе имеет огромный оздоровительный эффект для всего организма и прежде всего для позвоночника. Его можно начать практиковать с 3-5-ти минут ежедневно, в любое удобное время. Постепенно, когда тело привыкнет можно увеличивать до 10 - 15 минут и более. Главное регулярность, как говорят, в столбе надо «выстояться».

На семинаре я спросил у Чина Фансена о том, что мне не удается в столбе расслабить ноги. На что он ответил, что не бывает неподвижного расслабления. Чем больше таким образом расслабляешься, тем больше возрастает напряжение. Необходимо делать чуть заметные круговые движения. Об этом же пишет В.Леви: «Чтобы сбросить мышечный зажим, нужно сделать хотя бы небольшое, едва заметное движение:Это микродвижение, я бы сказал, внутреннее дуновение - мышца не движется, а как бы оседает:»

Положение "чжан чжуан" является базовым для Илицюань. По сути, все Илицюань - есть практика столбовой работы.

Формы

Ушу мне понравилось с того момента, когда я впервые лет 10 - 15 назад увидел по телевизору  выступление какого-то отечественного адепта. Я помню до сих пор эти неспешные круговые движения, легкую китайскую музыку. Как я сейчас понимаю, это была форма.

Форма - это формализованная последовательность движений. В Илицюань их всего две:  »21 форма» и «Бабочка».

Если вспомнить второй ментальный принцип Илицюань - бесформенность, то словосочетание «форма в бесформенном стиле» звучит несколько парадоксально.

Но когда мы говорим, что Илицюань бесформенный стиль, то имеем ввиду бесформенность сознания, а не тела.

В Илицюань в отличие от внешних стилей ушу слово «форма» употребляется не в смысле «прием», «техника», «наработка». Любое движение формы трактуется скорее как вид усилия. «Мы рассматриваем не случай, а принцип, - говорит Учитель, - В любом движении формы в потенции заложены десятки различных приемов или способов применения данного усилия в зависимости от конкретной ситуации».

Прием, говорит Учитель, всегда опаздывает, потому что прием - это опыт, а любой опыт - это прошлое. Известная из физиологии схема реакции человека: "раздражитель - сигнал в мозг - принятие решения - сигнал мышцам - ответное действие" всегда опаздывает на время прохождения сигнала в мозг и обратно. Находясь в потоке времени, научившись изменяться сразу же, одномоментно вместе с изменениями окружающего мира, эта схема упроститься - «раздражитель = ответное действие».

"21 форма" делается около 5 минут и желательно под китайскую музыку, которую подобрал Чин Фансен. В ней есть чередование сильных и слабых долей, инь и ян, которые ухо, привыкшее к европейской музыке, не сразу услышит. Движения формы делаются в соответствии с этим чередованием.

Учитель говорил: «Слушаем звук, сильные и слабые доли. Сильные доли - момент выбрасывания усилия. Учимся следовать ситуации, а не принимать решения. В жизни около 90% информации принимает через зрение. В бою роль зрения снижается до 15%. Музыка - хороший помощник дома, когда нет партнера»,

При выполнении форм необходимо помнить следующее:

1.      Соблюдать физические и ментальные принципы Илицюань;

2.      Все движения должны выполняться как бы по поверхности сферы (можно представлять себя сферой);

Форма - это своеобразный тренажер, который всегда с собой. Перед выполнением формы можно ставить перед собой одну из следующих задач:

1.      Контроль вдох-выдох, при вдохе наполняется живот, при выдохе животом толкаем поясницу (мин-мэнь).

2.      Контроль расширения и сжатия, которые происходят равномерно во всех направлениях от центра и к центру сферы, который находится в области мин-мэнь;

3.      Контроль потока энергии. Сосредотачиваем внимание на кончиках пальцев рук и ног, далее по иньской (внутренней) стороне конечностей и груди движемся в дань-тянь (первая фаза), потом дань-тянь толкает мин-мэнь, с мин-мэня происходит расщепление вверх-вниз, и с лопаток и бедер еще раз расщепление влево-вправо по янской стороне рук и ног в пальцы (вторая фаза).

Все три вида контроля тесно связаны между собой и в идеале их нужно осуществлять одновременно:                                                                                                                 

  • вдох-сжатие-первая фаза потока энергии;
  • выдох-расширение-вторая фаза потока энергии.

Кроме того, необходимо следить за движением рук, они должны двигаться в следующей последовательности: «плечо - локоть - запястье».

В форме есть шаги, высокие и низкие. Любой высокий шаг подразумевает удар ногой.

В форме «бабочка» присутствует фа-цзинь - выброс силы. Самое интересное, что фа-цзинь - есть разновидность расслабления, точнее одна из его стадий, когда в результате расслабления высвобождается колоссальная сила, по аналогии с высвобождением энергии при расщеплении ядра атома.

Человек воспринимает лишь то, что готов воспринять. Поэтому все время кажется, что Учитель время от времени добавляет все новые и новые нюансы в объяснение движений формы. На это он возразил: «У меня было то же самое. Приезжая к Сэму (Чин Фансену), мне все время казалось, что 21 форму он мне объясняет всякий раз по-разному. Но недавно нашел кассету, где эта форма исполнена Сэмом в самом начале наших занятий и обнаружил, что он говорил то же самое, что и сейчас».

Базовые движения рук

Существует четыре базовых положения руки. Для правой руки:

1-е, север - кисть направлена вверх, ладонь - от себя;

2-е, восток - кисть направлена вправо, ладонь - от себя;

3-е, юг - кисть направлена вниз, ладонь - от себя;

4-е, запад - кисть направлена влево, ладонь - к себе.

Для левой руки север и юг те же. Восток: ладонь - вправо, кисть - к себе. Запад: ладонь - вправо, кисть - от себя. Запад и восток для обеих рук те же, что и на географической карте: право - восток, лево - запад.

Исходное положение - динамический столб. Рука образует дугу. Совершая непрерывное движение по шарообразной поверхности поочередно проходят все четыре положения в одну, потом в другую сторону, обычно начиная с положения «север». При прохождении положения "юг", руки не должны полностью распрямляться, а локти прижиматься к телу. Для этого нужно при прохождении «юга» больше поджать копчик и выгнуть мин-мэнь.

Пальцы необходимо тянуть по линии их роста, натягивая сухожилия. Вообще в Илицюань сухожилия, как уже неоднократно было сказано, занимают особое место. Сухожилия, читаем в словаре, плотная соединительно-тканная часть мышцы, посредством которой она прикрепляется к костям. Согласно первому принципу Илицюань мышцы, а лучше сказать мышечная ткань, должна быть расслаблена. Но тогда чем противостоять противнику? Оказывается, бороться и побежать можно и при минимальном участии мышечной ткани, за счет натяжения сухожилий.

При выполнении этого упражнения необходимо также следить за дыханием и процессами расширения-сжатия. При движении в «севера» на «юг», то есть сверху вниз, совершаем вдох, наполняем живот и сжимаемся. Двигаясь в обратном направлении, производим выдох и расширение.

При одновременном движении обеих рук подобным образом делаются дыхательные упражнения. Вдох-выдох и расширение-сжатие делаются аналогично, как описано в предыдущей главе. Внимание движется сначала с кончиков пальцев по иньской, внутренней стороне рук и ног и собирается в животе. Потом животом толкаем мин-мэнь, внимание переходит на позвоночник, далее разделяется вверх-вниз и еще раз разделяется вправо-влево по янской, внешней стороне рук и ног и доходит до кончиков пальцев.

Любое движение, любое усилие в Илицюань осваивается итерационно, как бы снимая слой за слоем, погружаешься все глубже и глубже, осознавая все новые и новые грани. Измерима ли эта бездна? Учитель как-то сказал: "Все, что мы делаем - учимся чувствовать. Ничем другим, более интересным мы заниматься не будем. Будут все те же упражнения, но на более глубоком уровне".

 

Как проходят занятия

До сентября 2002 года мы тренировались рядом с метро «Новослободская» на улице Делегатской. Это был дом культуры советской поры. Занятия проходили в актовом зале на втором этаже. Там были расставленные вдоль стен стулья, обшарпанная сцена и старый линолеум. А еще там было очень холодно зимой, так как в окнах был большие щели,  и приходилось заниматься чуть не в лыжных костюмах. Обычных лампочек не было, светили прожектора. Приходили к семи, крутили час между собой, групповая разминка начиналась в восемь. Расходились в одиннадцать. Всего четыре часа тренировки. Когда я об этом говорил знакомым, в том числе посещавшим другие секции единоборств, они искренно удивлялись. Чем вы там занимаетесь? Дома я был в двенадцать. Подруги жены и мои друзья делали разные намеки.

С осени 2002 года занятия проходят рядом с метро «Коломенская» в специально оборудованном спортивном зале. Есть две группы: старшая и младшая. Занятия у младшей группы начинаются в 19:00 и идут два часа. Старшая группа занимается с 21 до 23 часов. Обычно старшие ученики приходят раньше и начинают заниматься вместе с младшими.

Лишний раз убеждаешься насколько здесь неуместен снобизм. Неважно сколько ты прозанимался, месяц или год. Мы все просто ученики. Как-то тренировался в группе ребят, которые прозанимались всего два месяца. Делаем очередное упражнение. Вижу ошибки ребят, кажется, что делаю правильно. Но подходит Учитель и делает замечание. Мы все чего-то не умеем. Пусть в разной степени. Разница невелика, если помнить, что впереди бесконечность. Сколько не пройди - бесконечность меньше не станет.

Занятия проводит Дима Баюн, один из старших учеников. Он знает последовательность упражнений, ведет счет. Учитель ходит меж рядами, поправляет, делает замечания, изредка хвалит, показывает, как надо делать, если видит присущую многим ошибку, просит остановиться и дает комментарии для всех.

Конфуций говорил, что если сам человек не терзает себя вопросом «как сделать, как сделать?», «воистину, не ведаю, что могу сделать из него!» Таким образом, для продвижения вперед нужно постоянно прилагать внутреннее  усилие.

Но как говорит Мэн-цзы, последователь Конфуция, процесс роста не следует «оставлять без внимания», но нельзя ему и «помогать», форсируя развитие. Постоянно упражняться, но при этом остерегаться предвосхищать результат, целиком отдаться своей задаче, позволяя, однако, развитию идти своим ходом, подчиняться своему ритму. Или: процесс обучения должен одновременно определяться и нашим усердием, и естественным ходом вещей. Мэн-цзы иллюстрирует это знаменитой притчей. Некий человек из царства Сунн сокрушался о том, что молодые растения не растут достаточно быстро, и начал тянуть их из земли, чтобы ускорить процесс. Вернувшись домой, он поведал своим родичам, каких трудов стоило ему это начинание. Но когда его дети побежали посмотреть на поле, все растения уже засохли. «Редки те в мире, кто помогает растения расти», заключает Мэн-цзы. Как правило, мы либо небрежны и считаем бесполезным прикладывать усилие (таковы те, кто не утруждает себя пропалыванием «молодых ростков»), либо, напротив, хотим помочь им расти (таковы те, кто их вытягивает). Иначе говоря, процесс обучения состоит в том, чтобы способствовать разворачиванию естественного ходя событий, создавая необходимые для этого условия, но не стремясь влиять на его ход или спроектировать на него свое ожидание. 

Согласно китайской традиции, «как хороший певец поет так, чтобы остальные могли хором подхватить напев, так и хороший учитель помогает другим продолжить то, что у него на уме». «Он ведет учеников, не муштруя, толкает их вперед, не принуждая, открывает им путь, не провожая до цели» - так, чтобы дух их остался «спокоен», «не смущен». Все эти слова можно отнести и к А.Скалозубу.

Со временем ты узнаешь специфические термины, суть которых понимаешь не сразу:

Ломаем мост

Шахматы

Сглатываем вниз

Опускаем усилие на центры стоп

Сначала около часа идет групповая работа. Ученики стают рядами и выполняют движения. Потом переходим к парной работе. Это "липкие руки" и "толкающие руки" (туй-шоу).

Липкие руки

"Липкие" руки - одна из основных форм парной работы в Илицюань. Для обывателя липкие руки могут ассоциироваться с потными руками и приставаниями сильной половины человечества к слабой. В Илицюань это понятие ничего не имеет общего с такими представлениями. Со стороны это выглядит как неторопливые движения партнеров, руки которых ни на миг не теряют контакта преимущественно в районе запястий.

Первые упражнения, которые осваивают новички, это восемь кругов. Первый круг, второй круг, третий: Стойка - динамический столб. Партнеры описывают руками круговые движения, проходя поочередно все четыре базовых положения рук.

1-й круг руки описывают круг наружу;

2-й круг руки описывают круг внутрь;

3-й круг, так же как 1-й круг, но руки движутся в противофазе;

4-й круг, так же как 2-й круг, но руки движутся противофазе;

5-й круг, правая рука 1-й круг, левая - 2-й;

6-й круг, левая рука 2-й круг, правая - 1-й;

7-й круг, так же как 5-й, но руки движутся в противофазе;

8-й круг, так же как 6-й, но руки движутся в противофазе.

Руки партнеров действительно как бы приклеиваются. За счет чего же достигается липкость рук? Липкость достигается за счет выпускания небольшого усилия, у нас говорят намерения, на верхний центр масс партнера, который находится в середине его груди. Причем, если это намерение исчезает, или вектор силы направлен не точно, то образуется "дырка", через которую можно войти в зону противника (коснуться, ударить).

Искусство «приклеивания» - достаточно сложно и многогранно. Овладеть этим обычно удается далеко не сразу. Но и после того, как идея будет схвачена, еще долго надо будет шлифовать каждый круг, чтобы закрыть все «дырки».

Во время парной работы важно сосредоточиться на ощущениях и ни о чем не думать, осознавать процесс, чувствовать движения партнера и соответственным образом двигаться. В противном случае будет чисто механическая работа, польза от которой сомнительна. Надо все время быть готовым, что партнер начнет двигаться другим, не обусловленным упражнением образом. То есть надо быть нейтральным и готовым к любому повороту событий, что составляет третий ментальный принцип школы. «Если ты уверен, что дойдешь из этой точки до этой - это уже техника», - говорит Учитель.

Большое значение в этих упражнения, как и целом в Илицюань, имеет точка контакта с противником. «Все происходит в точке касания». Через эту точку мы контролируем противника, воздействуем на его верхний и нижний центры масс, вокруг этой точки изменяемся. Переложением точки контакта всего на 1 см, что почти наверняка останется незамеченным партнером,  можно разделить его «и» (намерение) и «ли» (действие) и за счет этого выиграть. Или переложением точки контакта перейти с иньской стороны руки на янскую и, таким образом, получить преимущество.

Во время  работы время от времени звучит голос Учителя:

«Движется одно - движется все»

«Движение передается: плечо - локоть - запястье»

«Расслабьте грудь, расслабьте поясницу»

«В каждой точке пространства должен быть баланс между расширением и сжатием»

«Не нарабатываем технику - учимся слушать силу противника»

«Изменяемся вместе с изменениями»

«Не стараемся опередить, используя реакцию»

«Побеждаем противника, восстанавливаясь, а не противодействуя. Восстановиться - значит принять такое положение тела, когда соблюдены все шесть физических принципа. Восстанавливаясь, разрушаем противника».

«Не отвечаем силой на силу, а идем по силе»

«Слушаем противника! Работаем с его силой. "Ты - он" - единая система»

«Работаем с точкой - верхний центр масс»

«В Илицюань существует одна рука, растущая из спины в две стороны»

«Последовательность любых движений - поочередное вбирание (инь) - выпускание (ян), оно же расширение - сжатие»

«Когда я говорю о внутренней работе, я имею ввиду выстраивание тела так, чтобы вашей периферии (руки, ноги) было удобно»

"Слушаем пределы",

Пределы

Итак, пределы:

"Знать свои пределы". Этот призыв имеет, пожалуй, общефилософское значение. Это, значит, знать свои возможности. Знать область применения своей силы.

В связи с этим вспоминается одно старое пожелание: «Желаю тебе иметь силу, чтобы сделать то, что ты можешь сделать. Желаю тебе иметь терпение, чтобы смириться с тем, что ты не сможешь сделать. Желаю тебе иметь мудрость, чтобы отличить одно от другого». Другими словами, знай пределы своих возможностей.

О необходимости знать, то есть чувствовать свои пределы, говорит нам пятый физический принцип школы. Какой смысл действовать там, где у тебя нет силы или она уже кончилась?

Движемся по горизонтальному кругу. Но "движется одно - движется все". Одна подмышечная впадина закрылась, другая "разорвалась", циркуляция энергии прекратилась. Что делать? Необходимо дальше двигаться так, чтобы сохранить пределы. Тело должно компенсировать движения рук, то есть довернуться так, чтобы угол между телом и рукой был для обеих рук примерно одинаковой, чтобы локти не прижимались к телу и не слишком отрывались. По сути, стремимся сохранить положение "чжан чжуан". Это и есть верхние пределы горизонтального круга.

Учитель говорил: "Сохранение пределов невозможно отработать до автоматизма, их нужно научиться чувствовать. Должна работать связка: сознание - чувство".

Есть нижние пределы горизонтального круга. Они сохраняются благодаря смыканию - размыканию "куа" - паховых складок.

Другой предел: нельзя при совершении любых движений полностью распрямлять руку. Она должна быть всегда немного согнута. Иначе за нее легко, например, дернуть.

Перемещения

Первые год-полтора учеников учат работать с корпусом и руками, практически без перемещений. Потом в ногах прорабатываются также три круга. При этом при выполнении фронтального и саггитального кругов усилие со стопы поднимается вверх, проходит через таз, по другой ноге опускается и далее из стопы перпендикулярно земле идет вниз, мысленно продолжается под землей и входит в другую стопу - круг замыкается.

Основа перемещений в Илицюань - шаг багуа. Это специальная комбинация шагов вокруг некоего центра. При этом, как и любое движение в Илицюань, шаг багуа является циклическим сжатием и расширением. Сжались-расширились, сжались-расширились. «Носок тянем, ступаем на пятку, при повороте ставим ногу на носок, выпускаем силу в центр стопы и пружинящая сила разворачивает тело на 180 градусов».

При выполнении шага багуа необходимо стараться не смотреть под ноги и опускаться ниже, поджимая крестец. Нести таз надо осторожно, как будто у вас «хрустальная попа». В другой раз Учитель сказал: «Несем попу, как таз с водой, ничего не выплескивая».

Во время выполнения шага багуа ученик должен также работать со взглядом. Взгляд всегда проходит через центр, вокруг которого происходит движение, чуть опережая шаг. Через каждые два шага резко меняем направление взгляда, так чтобы он все время проходил через центр.

После освоения шага багуа в одиночку, приступаем к работе в парах. Берем друг друга за локти и одноименными ногами наступаем партнеру на линию, соединяющую его центры стоп. Этот прием называется "до вэй". Шаг багуа - это слушающий шаг. Мы слушаем силу противника и движемся адекватно, используя эту силу.

Традиции школы

Школа Илицюань в Москве начала свое существование в 2000 году. Каждый год последнее воскресенье июня школа отмечает свой очередной день рожденье. Обычно в этот день закупаются продукты и все желающие отправляются в Царицынский парк. Время проходит незаметно, кто-то «толкается», кто-то общается.

Не знаю можно ли считать традицией, что вот уже три раза с 2001 года в мае месяце в Москву приезжает Учитель Александра Скалозуба Чин Фансен и проводит трехдневные семинары для всех желающих ознакомиться с Илицюань.

С 1999 г. в апреле месяце проводятся дни Тайцзицюань. Первый день проходят показательные выступления школ. Во второй день представители школ могут потолкаться, а учителя различных школ проводят мастер-классы для желающих. В 2004 году во второй день впервые было проведено соревнование по исполнению форм и по туй-шоу на месте и с ограниченными шагами.

Диалоги с Учителем об осознанности и не только

В течение двух лет я был участником большого количества бесед, которые вел Учитель со своими учениками. Нередко после занятий, мы долго беседовали и расходились заполночь. Подобные беседы также велись за столом, когда мы отмечали праздники или дни рождения. Мы задавали бесчисленное количество вопросов и на каждый получали обстоятельный ответ.

Можно было бы сделать «выжимку» из этих бесед и передать основные мысли более связно и последовательно.  Но тогда, как мне кажется, исчезнет некоторое ощущение соприсутствия и колорит живой речи. Меж собой мы чаще зовем Учителя на американский манер Алексом. Это имя я и употреблю для передачи диалогов.

Чаще всего в этих беседах, так или иначе, речь касалась осознанности. И не случайно. «Осознанность» является центральным понятием в Илицюань.

********

Ученик: Что такое осознанность?

Алекс: Осознанность - концентрация внимания на чувствах минуя 2-ю сигнальную систему (понятия, слова, речь). У обычного человека: чувство-мысль-понятие-реакция. Когда человек думает, он выключен из процесса, он не в моменте, поэтому его реакция будет всегда запаздывать. Если человек сосредоточит внимание на сетчатке глаза, то движение, например, противника, будет происходить на сетчатке, человек не будет реагировать на ситуацию - он будет внутри процесса, он будет участником процесса.

У меня был друг по прозвищу Индикатор. Почему Индикатор? Потому что он чуял опасность за версту. Если Индикатор исчез, то шухер, надо сматываться. Нам было по 13 лет. Стоим втроем: я, Индикатор и еще один приятель, читаем афишу. И вот краем глаза мы с приятелем видим, что Индикатор исчез, мы мгновенно, ничего не думая, отскакиваем назад и перед нами падает огромная сосулька. Это и была осознанность.

Осознавать - значит воспринимать всю информация идущую от всех органов чувств.

Уч: Зачем это нужно?

Ал: Для чего ты живешь?

Уч: Это решает каждый для себя индивидуально.

Ал: Ты занимаешься у меня, и я хочу знать, как ты на него ответишь.

Уч: :

Ал: Для того чтобы самореализоваться.

Уч: Что это значит?

Ал: Для начала научиться пользоваться тем, что тебе дано - органами чувств. Надо постоянно осознавать информацию, поступающую от органов чувств.

Уч: Как можно развить осознанность?

Ал: Можно путем экстремальных ситуаций, например, принимая участие в боевых действиях. Люди, побывавшие в горячих точках, рассказывают, как видели пули, разрывающиеся гранаты, как в замедленном кино и в последний момент успевали укрыться, увернуться. Один знакомый рассказал, как отдернул руку, когда во время спецоперации, бандит стрелял из-за двери. Он ее то ли услышал, то ли почувствовал.

Можно развивать осознанность более «мягким» способом - например, занимаясь Илицюань. Осознанность - это то, что делает человека человеком. Побеждает тот, чья осознанность выше.

Уч: Как развивают осознанность в Илицаюнь?

Ал: В Илицюань осознанность в основном развивается через тактильные ощущения. Дело в том, что тактильные ощущения единственные из ощущений, которые не поддаются логическому осмыслению: вы обожгли руку - и сразу же, не раздумывая, ее отдернули. Через тактильные ощущения мы учимся пребывать в моменте.

Уч: Чем отличается осознавание от думания?

Ал: Думание, понимание - определение чего-то, оценивание. Называя, определяя, человек перестает удивляться. Он определил: «спортивный зал». Все. У него стереотип, он больше ни на что не обращает внимание. Таким образом, «определить» означает прежде всего «очертить пределы». Осознанность - это взгляд ребенка, исследователя или любящего. Осознание - это восприятие без оценивания "хорошо-плохо", это просто есть. Все, что ты делаешь (например, ходьба, прием пищи), это процесс, надо принимать участие в тех процессах, в которых ты участвуешь.

 

(Тут мне вспомнилась рекомендация йогов «за едой - есть». То есть, если есть и читать, смотреть телевизор или даже просто думать о чем-то постороннем, то пища усвоиться недостаточно хорошо. Нужно осознавать запах пищи, не спеша пережевывая, чувствовать вкус, представлять, как энергия из пищи переходит в ротовую полость. Это ли не «быть в моменте»!)

 

Думая - развиваешь интеллект (способность логически мыслить), но не сознание. Мы ошибочно думает, что наш ум и мы - одно и тоже. Ум - это инструмент, попользовался - убрал в кладовку. Для мира ты есть только то, что ты делаешь, что ты по этому поводу думаешь, каковы твои мотивы, это на мир никак не влияет.

Уч: Можно ли сказать, что привычка и осознанность - противоположные понятия.

Ал: Ребенок рождается таким, каким он задуман Создателем. Ребенок первое время после рождения полностью осознан. Потом его учат ходить, держать ложку, говорить и т.д. Все это становиться его привычками. Он перестает быть осознанным.

Уч: Но если его не учить этому, то кем он будет? Он не будет человеком. Вспомним детей - маугли.

Ал: Он не будет социально адаптированным человеком. Это да. Но может ему и не надо учить слова-понятия. Сначала по-русски, потом по-английски. Зачем ему знать, что солнце называется «солнце» или как-то еще? Существуют доказательства различных способностей человека: телекинез, телепатия, поразительные возможности памяти (человек смотрит несколько секунд на доску 2х2 метра с мелко написанными числами и арифметическими действиями и выдает результат вычислений) и т.п. Зачем тратить первые 20 лет жизни на овладение речью, письмом и проч., когда в человеке изначально заложено гораздо больше этого.

Уч: Но ты ведь не стал бы проводить такой эксперимент над собственным ребенком?

Ал: Правильно. Потому что я хочу, чтобы мой ребенок был социально адаптированной личностью. Потому что ему жить в этом обществе. Но может быть в другой среде, другом обществе все эти навыки, все эти привычки были бы ему не нужны?

(В.Леви предлагает  упражнение «Рождение заново»:

«Закрыть глаза. Приказать себе: «Все забыл. Ничего не знаю. Все незнакомо». Затем быстро открыть глаза. Повторив раз 5, в какой-то мере приблизимся к первоощущению мира, которое было у нас в младенчестве, а взрослому свойственно в первые доли секунды после просыпания: Чистые поверхности, формы, краски с неопределенным значением, с еще непонятной связью...»)

Уч: За счет чего человек может проявить «сверхчеловеческие» возможности?

Ал: Сидит мужик на краю поля и курит. А в поле пашет его жена. Мужика спрашивают: «Почему ты куришь, а жена пашет?» А тот отвечает: «Вдруг война, а я уставши!» Так же действует и сознание. В человеке огромный запас сил и энергии. Но расходуется из этого запаса лишь ничтожный процент. Мускульная сила процентов на 15 - 20. На всякий случай. А вдруг чего. Отсюда же поесть с запасом и накопить жирок, поспать с запасом, лень, как механизм сохранения энергии. А вдруг завтра глобальное похолодание? И будешь ты сидеть не в теплой квартире, а в холодной пещере, где вход завешан шкурами. И тогда потихоньку эта энергия начнет оживать и поддерживать температуру твоего тела.

Уч: Я тоже читал про случаи, как женщина во время пожара вынесла из дома сундук с вещами, который потом даже не смогла сдвинуть с места, а другая подняла плиту, чтобы спасти своего ребенка из-под развалин дома. Но как научиться использовать эту энергию?

Ал: По-разному. В том числе, занимаясь Илицюань.

 

********

Уч: Что такое "гунфу"?

Ал: Для китайцев единственно материальным является время. И у них же появился термин «гунфу». Один из переводов - «свободное время». Другой - «время, потраченное на достижение». Можно обладать «гунфу», например, в области кулинарии. Главное - оставаться в процессе, соответствовать времени. Европеец может копать траншею «от забора и до обеда» и при этом думать об этом самом обеде. С точки зрения китайца он не работал, потому что он не пребывал в моменте, его мозг не участвовал в процессе. Стояние же в положении «чжан чжуан», если человек пребывает в моменте, это работа. Но назовет ли это работой европеец?

Уч: Йоги тоже стоят в статических стойках.

Ал: Разница в том, что йог может поднимать энергию из кундалини, или сосредотачиваться на энергетических центрах - чакрах. Но он не в моменте, не процессе. В этом существенное отличие.

Уч: Как можно всегда только осознавать то, что воспринимаешь органами чувств, когда же думать, понимать?

Ал: Зачем все время думать? Для этого надо выбирать время специально. Для этого есть, например, медитация. Когда ты смотришь на рассвет или занимаешься любовью, ты думаешь?

Уч: Нет.

Ал: Ты идешь по дороге, задумался - бах, тебя сбила машина.

Уч: Значит, постоянно осознавать всю информацию, воспринимаемую органами чувств, нужно только в целях безопасности?

Ал: Конечно же, нет.

Уч: Ты говоришь, что надо понимать Илицюань не мозгами, а телом. Что это значит?

Ал: Надо отключить мозги, логику.

Уч: Но я сначала стараюсь понять то, что происходит мозгами, и через это овладеваю техникой.

Ал: Это тебе так кажется, поверь мне. Сегодня я показывал, что надо понизить точку приложения силы буквально на 1 см и тогда ты становишь ниже противника. Может, найдется физик, который все это объяснит через анатомию человека, но что это даст?

Уч: Интеллект это то, что отличает человека от животного. Это то, чем выделился человек из животного мира и, в конечном счете, стал лидером. Призыв не думать, а воспринимать только органами чувств, мне непонятен. Ведь органами чувств воспринимают и животные. Мне кажется, что с точки зрения Илицюань та же собака - это образец осознанности. Если я не буду думать, то превращусь в идиота, просто некое устройство для восприятия информации через органы чувств. Думая, я анализирую, строю планы, мечтаю, делаю выводы и т.п. Разве не это отличает человека от животного?

Ал: Ты просишь объяснить то, что объяснить просто невозможно. Я могу только направить. Дойти вы должны сами. Мы сейчас приближаемся к тому, что вообще ничего объяснить словами нельзя. Поэтому по большому счету мы сейчас просто зря тратим время на болтовню. Есть такая притча:

Притча о рыбе и черепахе

Спросила рыба черепаху:

- Ты выходишь на сушу, скажи, как это «ходить»?

-Я  переставляю лапы и иду, - отвечает черепаха.

- А-а, это примерно так, как я плыву и перебираю плавниками?

- Нет, - отвечает черепаха, - это совсем другое, я  иду, касаясь тверди.

- А-а, это так же, как я буду перебирать плавниками по дну?

- Нет, - отвечает черепаха, - это совсем по-другому, на суше сильнее притягивает к земле.

Долго еще задавала рыба вопросы, но так и не смогла объяснить ей черепаха, как она ходит по суше.

Это я к тому, что одними разговорами ничему нельзя научиться, но только в действии. Например, постороннему человеку не объяснишь, что такое "сесть на крючок" (это об ощущении, которое возникает, когда встаешь в "столб"), а для меня это реальное понятие. Или скажи кому-нибудь, что можно победить противника, который много сильнее тебя, расслаблением. Тебя подымут на смех: "Ха-ха, расслабься и получи удовольствие".

********

Уч: У Кастанеды есть такое понятие как «остановка внутреннего диалога». Когда мы говорим об остановке внутреннего диалога и о пребывании в моменте в Илицюань, мы говорим об одном и том же? Можно ли пребывать в моменте, не остановив внутренний диалог?

Ал: Да, это необходимое и достаточное условие пребывания в моменте. Пребывать в моменте, не остановив внутренний диалог нельзя.

 (Удивляют меня и другие два сходства Илицюань со взглядами дона Хуана, описанными Кастанедой. Приведу цитату:

 »Любой человек постоянно находиться в контакте со всем остальным миром. Правда связь эта осуществляется не через руки, а с помощью пучка длинных волокон, исходящих из середины живота. Этими волокнами человек соединен со всем в мире, благодаря им он сохраняет равновесие, они придают ему устойчивость. Так что и ты сам это когда-нибудь увидишь, человек - это светящееся яйцо, будь он нищий или король. А что можно изменить в светящемся яйце?»

Таким образом, первое сходство: человек у Кастанеды - «светящееся яйцо», в Илицюань - сфера. Второе сходство: там и здесь источник силы - дань-тянь, область живота. Наши предки-славяне, я думаю, тоже знали это, потому что слово «живот» означало и «жизнь» и «живот».

Что это, совпадения или об одном и том же, но по-разному?)

Уч: Можно ли заниматься Кастанедой?

Ал: Кастанеда - беллетрист. Думаю, что практики, описанные им, действительно были среди индейцев. Но, прочитав его книги, начинать заниматься нельзя. Потому что это не система знаний. Раз, хлопнул по спине - сметил точку сборки. Или взял и научился видеть во сне руки. Таким же образом можно заниматься Чебурашкой или по Булгакову, прочитав «Мастер и Маргарита», изучать христианство или сатанизм. Булгаков хороший писатель, но им нельзя заниматься. Система есть, если есть методика, через которую прошло определенное количество человек и были получены устойчивые положительные результаты. Можно ли написать книгу по овладению Илицюань? Нельзя. Сэм в своей книге по Илицюань пишет только общие принципы, там нет конкретных упражнений, потому что это вредно. Такого рода опыт может передаваться только через личное общение. Что и было, например, в случае с Кастанедой. Он обучался не по книгам, а у Дона Хуана. Каждый индивидуален, у каждого свой опыт, интеллект, наследственность. Поэтому одному для роста надо сказать одно, другому другое. Но даже одни и те же слова каждый понимает по-разному.

Уч: Можно ли заниматься саморазвитием самостоятельно без посторонней помощи?

Ал: Нет. Чтобы человек ни делал, он сможет черпать информацию, только из своего себя, из своего прошлого опыта. Чтобы развиваться, нужно выйти за пределы собственного опыта, а без посторонней помощи это невозможно.

 

********

Уч: Что такое разделение «и» и «ли» противника?

Ал: Что такое «и»? Ум, намерение. Что такое «ли»? Физическая сила, действие. Разделение «и» и «ли» - есть разделение намерения и действия, противник хочет сделать одно, а делает другое. Однажды, это было на Дальнем востоке, я шел по длинному бетонному мосту, а навстречу ехала машина «Белаз». Кто-нибудь видел «Белаз»? У него колесо выше человеческого роста. Вдруг меня начинает мутить. Я сел на четвереньки и пополз к краю моста. И тут я увидел, что мост, под воздействием этой махины ходит ходуном туда сюда на полметра. Получается, я делал шаг, мост в это время двигался вниз или вверх, но мой мозг не сознавал этого колебательного движения. Мое «и» и «ли» были разделены.

Уч: Можно ли сказать, что, разделяя «и» и «ли» мы создаем у противника иллюзию?

Ал: Иллюзия - очень сложный термин, поэтому я не стал бы это так называть. Разделение «и» и «ли» - более точное определение.

Уч: Как происходит это разделение?

Ал: Все происходит в точке контакта, в точке касания. Сознание человека ждет некоторых стереотипных реакций на определенные воздействия. На него давят - он сопротивляется, его тянут - он сопротивляется. Используя Илицюань, мы, например, в ответ на воздействие противника создаем пустоту вместо привычного противодействия, силе не на что опереться, намерение и действие разделяются, человек прикладывается силу (намерение), а реально проваливается в пустоту (действие). Человек не в моменте, он действует на основании опыта. Почему взрываются преимущественно опытные саперы? Им мешает опыт. Бывалый сапер видит мину, «узнает» ее и действует в соответствии с имеющимся опытом, а мина чуть-чуть другая и все. А молодой сапер более осознан, для него все в первый раз, он действует исходя из реальной обстановки.

Уч: Можно ли сказать, что опытный сапер действует на основании статистики? Исходя из собственного опыта и опыта других людей, о котором он знает, то есть благодаря имеющейся у него информации он просчитывает вероятности наступления тех или иных событий и поступает исходя из этого.

Ал: Почему ты все время хочешь все как-то назвать? «Иллюзия», «статистика», «вероятность». Это все слова, термины. Илицюань учить прямому знанию без участия ума. Что такое ум? Это всего лишь инструмент. Попользовался - убрал в кладовку. Ум - в голове, а сознание - во всем теле.

Уч: В таком случае слова вообще не нужны. Ведь то, что ты говоришь, относится к любым словам, любые слова - это термины, ярлыки, определения, но без них нельзя общаться, получать информацию.

Ал: Когда-то я некоторое время занимался с одним человеком. Еще до Илицюань. Так вот, мы с ним дошли до того, что он подходил ко мне и говорил «смотри» и что-то показывал, я тут же повторял и говорил «классно» и все, никакие слова были не нужны, мы понимали друг друга без слов. Практически так же я сейчас общаюсь с Сэмом.

 

(Алекс не одинок в своих взглядах по данному поводу.

Гете писал: "Чувства не обманывают, обманывают суждения»

О своем путешествии по Альпам в 1804 году Артур Шопенгауэр писал: «Особенно я радовался тому, что эта череда образов приучила меня не довольствоваться именами вещей, но рассматривать, исследовать и судить о них не из потока слов, а на основе знания, обретенного в созерцании. Поэтому позже я никогда не впадал в искушение принимать слова за вещи»

В.Леви, обращаясь к коллегам, писал: «Едина Жизнь, уважаемые коллеги, Жизнь целостна. А слова и понятия ваши, - в том числе научные термины - ее шизофренически расчленяют, Единую Жизнь, разрывают, дробят на несуществующие абстракции».)

 

 

********

Уч: Является ли мировоззрение Илицюань буддийским, тем более что Сэм - буддист?

Ал: Буддийская идеология хорошо проработана, достаточно распространена и потому понятна людям. Илицюань использует буддийскую терминологию, но не совпадает с буддизмом. В качестве иллюстрации расскажу реальный случай. Из подобных случаев обычно и рождаются мифы. Это было в Малайзии на родине Сэма в доме его родителей. Сидим на веранде, пьем чай, над столом мухи. Дедушка, отец Сэма, патриарх Илицюань, резким движением ловит одну из них в кулак и хлопком о ногу давит ее, чем остается очень доволен. Через какое-то время также решилась судьба второй мухи. Третья муха оказалась проворнее. Дедушка раз попытался ее поймать, другой, третий - ничего не получалось. Тогда он привстал и стал пристально смотреть на жужжащую над пищей муху. Короткое движение и муха в кулаке, еще миг и она оказалась раздавленной между его ладонями. Теперь представьте такую сцену. Дедушка стоит, чуть согнувшись, с прижатыми друг к другу ладонями - поза склонившегося перед святыней буддиста. Замерев в этой позе, он неожиданно высовывает язык и показывает его Сэму. Все это время Сэм сидел и делал вид, что происходящее его не касается. Ведь буддисту нельзя убить ни одно живое существо, потому что через 10 тысяч перерождений оно будет Буддой. То есть убить в данном случае муху, значит, убить Будду. В ответ на последний жест отца он тоже ловит муху, которой покровительствовал видно сам Будда, так как у нее остался шанс прожить еще 9999 жизней, потому что Сэм встал, подошел к окну и аккуратно выпустил ее на улицу. Буддизм запрещает любое убийство, в Илицюань подобного табу нет.

 

********

Уч: Понятно, что, не попробовав, нельзя научиться чему-либо. Но на белом>свете миллион дел, которыми можно было бы позаниматься. И невозможно охватить даже малую часть этих дел. Так, может быть, ты так и не найдешь дело, ради которого ты родился?

Ал: Может быть, а как узнать?

Уч: Может, прежде чем идти, подумать.

Ал: Любое развитие - это шаг в темноте, только после того, как ты этот шаг сделаешь, можно свериться с некоторыми ориентирами и делать следующий шаг. Я знаю людей, которые прозанимались 20 лет, из них: 2 года боксом, 2 года карате, 2 года самбо и т.д. А я 25 лет и всего два стиля. У каждого свой путь, свои задачи в этой жизни. Так сложилась их судьба и так сложилась моя судьба, вот и все.

Уч: Что такое судьба?

Ал: Судьба - это судьба.

Уч: Мне кажется, что у меня нет роста в овладении Илицюань.

Ал: Конечно же, чтобы ты продолжал заниматься, я тебе скажу, что рост есть. Могу посоветовать прикладывать больше усилий. Если во внешних стилях рост идет по прямой, более-менее равномерно, то во внутренних - шлюзообразно. Вода в шлюзе поднимается, но поступательного движения вперед нет. Когда шлюз заполняется, ученик переходит на следующую ступень.

Уч: Надо ли заниматься дополнительно дома и чем?

Ал: Илицюань - процесс внутреннего совершенствования. Боже, как я скушен! (Прямо не ответил, дальше стал рассуждать, что мастерство недостижимо в принципе).

Уч: Столько заниматься, сколько занимаешься ты, у обычного человека нет возможности. Мне, естественно, при таком режиме тренировок, всего два раза в неделю по 3-4 часа, многого не достичь. Так стоит ли идти, если знаешь, что вершина не будет достигнута?

Ал: Если ты не президент - в петлю? Если не спишь с красавицей - в петлю? Кто знает, чего он может достичь? Кроме того, можно отрабатывать те или иные элементы Илицюань, используя любые ситуации. При ходьбе - «девять полных и одну пустую», на автобусной остановке - шаг багуа, на прогулке или за рулем можно практиковать внутреннее молчание и осознавание момента и т.д.

Уч: То есть надо превратить свою жизнь в сплошное занятие Илицюань, но зачем?

Ал: На этот вопрос хорошо ответил Сэм на последнем семинаре (май, 2004). Он сказал, что Илицюань - это искусство человека.

Уч: То есть  Илицюань делает человека под себя?

Ал: Нет, возвращает человека к его природе.

 





© 2002-2015 ОИВТ «КАНОН», тел. (495) 729-30-70, +7 905 711-50-11, email: info@iliqchuan.ru
Адрес клуба: Москва, ул. Коцюбинского, д.9, к.2

Дизайн: Сергей Соколов
Программирование и техническая поддержка: «TYPO3 Лаборатория»