Показать сообщение отдельно
  #21  
Старый 25.02.2011, 13:52
Аватар для Yury Milyuteen
Yury Milyuteen Yury Milyuteen вне форума
Junior Member
 
Регистрация: 25.02.2011
Адрес: Kiyv
Сообщения: 4
По умолчанию

Приветсвутю обитателей форума! Мое имя Юрий Милютин, последние четрые года я занимаюсь преподаванием хатха-йоги. Сегодня я был на втором занятии илицюань в своей жизни. Испытав новый опыт, мне показалось, что кому-либо могут оказаться полезными мои субъективные наблюдения по поводу совмещения, различия и сходства двух практик - йоги и илицюань. Моё знакомство с хатха(!)йогой началось в детстве, моим первым гуруджи была моя мать. С детства я выполнял некоторые асаны, постепенно знакомился с информационным пространством, окружающим хатха(!)йогу, и в возрасте 19-и лет начал преподавать небольшим группам людей асаны. Я прошел некоторый путь в роли преподавателя и последние полтора года занимал должность старшего тренера в авторской системе освоения йоги А.В.Сидерского, работал в его команде, в Киеве. В конце прошлого года я покинул студию и проект.
Итак, я представился и озвучил свой неболльшой опыт, как практика хатха(!)йоги. Почему, после слова хатха я предпочитаю ставить восклицательный знак? По единственной причине - тема, в которой я пишу данное сообщение называется "Йога и илицюань", однако большинство ответов касаются все таки совмещения хатха-йоги и этого боевого искусства. Да, и слово "йога" и слово "хатха-йога" имеет корень "йога", однако,- это все таки разные явления, которые, однако часто принимаются за одно. Надо сказать, что это наиболее распространенное заблуждение, даже у опытных практиков, и услышав подобное многие любители хатха-йоги приходят в гнев и с пылом пытаюст доказать ошибочность этого суждения. Поясню: йога, просиходя от корня yuj, означает союз. В древней науке санкхье - союз души (Атма) и Бога (Параматма). Хатха-йога образца конца 20в., хотя и имеет корнем тот же yuj, однако часто бывает далека от исконной цели - единение души и Духа, обозначенной Патанджали 2 500 лет назад. Во времена Патанджали йогины не делали гимнастику, подобную современным направлениям, они занимались тренировкой ума. И не просто ума, а некоторых специических качеств. Базовыми качествами, культивирующимися во время практики йоги являются осознанность (санскр. smrti), присутствие (санскр. sati) и абсолютная сосредоточенность (санскр. samadhi). Качествами же современных хатха-йогинов часто является гибкость, выносливость на физичеком уровне, но также иногда и заносчивость, высокомерие и нетерписмость, на уровне ментальном. Кстати говоря, Последние три качества именуются в йоге Патанджали клешами (оин корень с русским словом клещи) и являются главными препятствиями к просветлению. Я не буду вдаваться в истричесие подробности того, почему йога и хатха-йога отличаются, почему хатха-йога сренивековой Индии отлична от йоги современного мегаполиса. Однако скажу - они разные. Такие же разные, как автомобили. Есть внедорожники, есть спортивные, электро-мобили, игрушеные автомобили. И все это автомобили, но способ их действия, цели изготовления и использования разные.
Итак, зачем столько слов? Прийдя пару дней назад на занятие илицюань, я не ожидал чего либо помимо китайской физкультуры предназначенной для мордобоя. Однако вместо разминки, мастер предложил мне почитать. Чтение я люблю и такой подход, хотя и был неожидан для меня (хотя традиционно в йоге обучение начинаетс с теории а не практики) я с радостью приступил. Каково было мое удивление, когда на страницах знакомой местыным обитателям методички, я видел синтез телесной работы и осознаностии (smrti), внимательности (sati) и концентрации (samadhi). Рад и удивлен я был, увидев знакомую сутру палийского канона, Калама Сутту Бхагавана Будды Шакьмуни - учение дарованое жителям Каламы, о критериях истинности духовного пути, где Гаутама превозносит способность к различению, мудрость и ориентированность на покой ума... Чем дальше я листал, тем больше поражался - синергия тела, современный взгляд на биомеханику переплетался с принципами медитации южного канона буддизма и даосскими законами взаимодействия стихий. Поверить в то, что это можно реализовать в практике здесь-и-сейчас, я не мог. Не может быть. No way. А ведь я занимался когда-то тай чи, цигун. Но комплексного сочетания, целостной системы, где философия и практика идут рука об руку, где не видно противоречий, я до сих пор не встречал. Видел и пробовал много разных интересных и грамотных (иногда не очень) стилей йоги и цигун, но такое я видел впервые. Должен сказать, что уже после 2х занятий я увидел, что моя выносливость и растяжка мне мало пригождаются на тренировке - только ежесекундная осозанность, постоянные мониторинг всего тела, удержание всего тела вниманием, и (вообще не знакомоме мне до этого явление) - точка контакта. Все это превращало "простые" движения в утонченную медитацию в динамике, в потоке. В буддизме Тхервады есть термин - саттипатхана - осознанность при ходьбе, практика дарованная Буддой. Тут - саттипатхана в кубической степени. Искусство присутсвия и осознания. Как отлично это от хатха-йоги, где процесс осознанности безусловно тоже присутствует, однако нет никого, кто мог бы это проверить, кроме самого себя. Тут же есть точка контакта - только потерял осознаность - и ты уже на полу. В илицюань роль Гуру(такой человек - основа любой практики йоги. человека, который наблюдает за развитием ученика) выполняет оппонент, и стоит тебе проявить ошибку - в теле или уме - тебе покажут это вне зависимости от твоего желания. Честность.
Изначально я хотел лишь обучиться чжан чжуан, столбовому настаиванию. Ведь что есть чжан чжуан, как не медитация при стоянии, ровно так, как говорил Будда. Однако уже после первой тренировки стало ясно - это не только стоячая медитация. Илицюань - это комплекс текучего ума и мягкого тела, концентрации и силы, мощи без агрессии. Сегодня прошла вторая тренировка и домой я зашёл с улыбкой. "С тобой все нормально?", спросила меня жена. "Все ОТЛИЧНО!" -ответил я. Ведь кажется, я случайно нашел сокровище.
Итак, можно ли совмещать йогу и илицюань? Хатха-йога, преподающаяся в фитнесс залах - это в 99% случаев новодел, лишенный принципов древней йоги, хотя это не означает, что она плоха. Иногда, если повет с преподавателем или подходом, это может быть отличная гимнастическая практика, развивающая гибкость и выносливость. Зачасутю (не всегда) эта гимнастика вообще лишена прямой работы с умом и всех принципов, что закладывали в нее риши(мурецы) древности. Часто современные практики хатхай-йоги сводят свои занятия к эзотерической художественной гимнастике, что по-сути - не плохо, но к целям, описанным древними не приведет - мудрецы не занимались подобной физкультурой. Йога же, описанная Патанджали и илицюань - выражают похожие принципы, однако реализуют их на практике по-разному. Йога древних - это долгое сидение и медтитация (бхавана) по несколько лет, 8-12 часов в день. Результаты ее я перечислил выше (хотя список далеко не полон). Илицюань - это, судя по моему скуднейшему опыту, движение в покое, сила в мягкости, поток, текучесть, - это другое. Думатеся мне, что в конце результаты похожи, однако алгоритм и инструментарий, что используется для достижения "текучей мудрости" разные. Я не буду скатваться до категоричных суждений, однако выскажу свое частное мнение по поводу топика этого форума. Хатха-йога и илицюань могут быть совмещены, но лишь в том случае, если принципы илицюань привносятся и в практику хатха-йоги, иначе - будет сплошное противоречие. Уверен, некоторые преподаватели совмещают и то и то, и думаю у многих получается неплохо, однако, эти практики отличны - они стоят на разных принципах и предназначиены все таки для различных целей. И хотя и там и там мы работаем с телом и умом - они разные, пуст ьв самом начале противоречия и не ощущаются. Илицюань и Йога (см. выше) - совместимы. Сосредоточение, внимательность и осознаность, эти принципы есть и там и там. ВСе заключается в искуссности практика и его наставников и явной постановке цели занятий. Ведь если вы хотите кайвальи, как у Патанджали, то когда же вы будете заниматься столбовой работой. А если вы имеете целью развитие боевого навыка контакта с противнико, как вы его будете использовать, если конечное состояние практикующего йогина - это неподвижность тела и ума. Однозначный ответ "для всех" тут найти не удастся. У каждого своя история. Свой поток жизни.
Все напиманное является моим частным мнением и впечатлением, не относится к какой либо конкретной школе или персоне. Я заранее извиняюсь за некоторую сумбурность изложения и путанность мысли. Однако, если это пригодиться кому-либо, я буду рад. С глубоким уважением ко всем любителям Илицюань и йоги, Юрий Милютин.
Ответить с цитированием