Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 20.03.2019, 15:39
Аватар для Metakor
Metakor Metakor вне форума
admin
 
Регистрация: 29.09.2004
Сообщения: 205
Отправить сообщение для Metakor с помощью Skype™
По умолчанию Концепции внутренних практик как инструменты познания себя

Если вы интересуетесь китайскими внутренними практиками — тайцзи, цигун, китайскими практиками вообще, вам наверняка знакомы специфические для этих направлений понятия и концепции. Энергия ци, силы инь и ян, циркуляция, структурная сила, различные линии тела и точки. Для нормального современного человека эти понятия звучат как заклинания из фэнтези с китайским колоритом.


В повседневной жизни с этими понятиями мы не сталкиваемся, приборы энергию ци не фиксируют, пощупать центры сжатия или нейтральные линии тела не получается... Может быть, эти понятия — рудименты, пережиток былых времён, а древние китайцы просто не обладали современными знаниями о строении человека ? Иногда может казаться, что все эти меридианы и первостихии нужны только для того, чтобы запудрить голову, напустить мистического тумана.

Даже среди практикующих внутренние стили зачастую полного и ясного понимания этих понятий нет — концепции отдельно, практика отдельно. Надо долго практиковаться, и понимание придёт само.

Для чего это практикующему?

Чтобы разобраться, рассмотрим эти понятия под другим углом. Когда речь идёт о внутренних практиках, объекты нашего познания — тело и сознание. С одной стороны, мы изучаем их в оригинале, «как есть». Наблюдаем за ощущениями, распознаём качества движения. Но с методической точки зрения, воспринимать всё «как есть» — задача едва ли выполнимая. Это скорее направление движения, чем метод тренировки.

Хорошо выстроенная методика подразумевает последовательное освоение навыка от простого к сложному. Пианист сначала учится правильно сидеть (и даже правильно дышать), потом правильно нажимать на клавиши, играть гаммы и этюды, а уж затем играет второй концерт Рахманинова с оркестром. Сразу «практиковать Рахманинова» не получится.

Так и во внутренних стилях. Качества, которые развивают занятия, на первых порах напрямую практиковать не получается — занимающийся, такой, какой он есть, просто не может отбросить привычные двигательные и мыслительные стереотипы, избавиться от мышечных зажимов, обрести новые двигательные навыки, управлять в достаточной степени своим вниманием.

И здесь на помощь приходят концепции. Если относиться к ним не как к описательным характеристикам, а с практической точки зрения. Тогда концепции — это инструменты, мысленные модели нашего тела, механизмов его движения.
Мысленная модель — это схема объекта или явления, отражающая его существенные стороны, которая возникает в сознании человека в процессе познания.
Методически важно, какие стороны мы определяем как существенные, от этого зависит применимость всей модели.

Скажем, мы не можем сделать просто модель обеденного стола, не определившись заранее, какие свойства стола мы моделируем. Если нас интересует, как стол будет сочетаться с кухонным гарнитуром, необходимо учесть прежде всего габариты и цвет. Если мы хотим знать, выдержит ли стол ирландские танцы — придётся вспомнить сопромат. Ни первая ни вторая модель не скажет нам, сколько тепла выделится при горении этого стола, и т. д.

При изучении внутренних стилей существенными являются:
  • Понимание структуры тела. Не просто совокупности того, из чего тело состоит, а структуры в качестве инструмента генерирования силы. Проще говоря, при каких положениях тела мы наиболее эффективны.
  • Понимание механизмов движения. Как двигаться не разрушая структуру.
  • Объединение ментального и физического. Без этого не реализовать предыдущие пункты.

То есть мы не изучаем тело как объект, а овладеваем таким способом восприятия себя, который помогает решать задачи эффективного движения и генерирования силы.

Можно сказать, что сначала мы учимся, как учиться. Развиваем прежде инструменты познания себя, а затем используем их для практики. Концепции и принципы выступают в роли этих инструментов. Сначала мы получаем знание о принципах, затем применяем их для изменения способа восприятия себя, начинаем воспринимать себя через их призму.

Рассмотрим в качестве иллюстрации понятие оси выравнивания. Можно таким же образом подходить и к прочим понятиям и концепциям китайских внутренних стилей, но ограничимся этим примером для простоты словесного описания.
Ось выравнивания — это воображаемая линия, проходящая через макушку и промежность. Воображаемая в том смысле, что в нашем теле физически нет какого-либо органа, соответствующего этой оси, это не часть нашего тела. Ось нельзя пощупать, нельзя обнаружить при вскрытии, но стоит начать двигаться относительно неё, как её наличие сможет констатировать как человек, совершающий движение, так и сторонний наблюдатель.

Понятие оси используется во внутренних стилях для описания правильного положения тела. Например, в ушу Илицюань одним из базовых принципов является выравнивание, согласно которому ось выравнивания должна проецироваться на линию, соединяющую центры стоп, и сохранять это свойство при движении. При таком положении тела нет необходимости компенсировать отклонение относительно силы тяжести избыточным мышечным напряжением, а значит, есть необходимое условие для расслабления. Если этот принцип не выполняется, в теле неизбежно возникают избыточные напряжения. Избыточное напряжение — это расход энергии впустую и меньший кпд всех движений.

Практикующий сначала начинает применять это понятие интеллектуально, в качестве мысленной модели, а в ходе практики учится чувствовать ось как объект и использовать это чувство в качестве одного из критериев правильности позы при движениях. И такой критерий — не просто информация, интеллектуальное знание о правильном положении тела, а знание практическое.

Таким образом, способ мышления о себе, концептуальная модель, при помощи которой мы фокусируем внимание на себе, становится инструментом познания.

Ответить с цитированием